Инициативы Инвестиции в будущие поколения «Мать и дитя»

08.10.2016

Гиперопека: границы разумного в воспитании

Каждый родитель любит своего ребёнка. И, конечно же, забота о нём – это нормальное явление. Однако нередко встречаются случаи так называемой гиперопеки, когда в семье взрослые чрезмерно заботятся о ребёнке и контролируют каждый его шаг. Детям нужна свобода для развития и осознания своих возможностей. И если эта свобода будет упорно игнорироваться родителями, то такая всеобъемлющая любовь может сослужить плохую службу малышу.

 

В чём разница между опекой и гиперопекой?

 

Настоящая забота исходит из реальных потребностей того, о ком мы заботимся. А если такой необходимости нет, но мы продолжаем хлопотать, то здесь начинается гиперопека. Например, когда ребёнок хочет кушать, и вы его кормите – это забота и удовлетворение его потребностей. Когда вы решаете, что малыш хочет кушать, и заставляете его садиться за стол – это уже похоже на чрезмерную опеку. Аналогичная ситуация с решением за ребёнка поспать, погулять, поиграть и пр.

 

Ещё один вариант гиперопеки – стремление родителей оградить ребёнка от проблем, даже при отсутствии таковых. Конечно, пока ребёнок маленький, защищать его – рефлекс взрослого. Но важно понимать, что для разного возраста требуется разный уровень этой опеки. И чем больше навыков приобретает малыш по мере взросления, тем меньше его нужно опекать. Но, к сожалению, не все родители корректируют своё поведение в соответствии с возрастом ребёнка. И если речь идёт об одной сфере жизни, например, о навязывании ребёнку своих предпочтений в одежде, то родитель может просто навсегда отбить интерес к данному вопросу, но если взрослый так поступает на каждом шагу, то для чада это может обернуться печальными последствиями. Ведь довольно часто такие родители начинают решать за ребёнка, с кем ему дружить, чем заниматься, куда пойти учиться... А когда за детей принимаются все решения, то ни к чему хорошему это не ведёт.

 

Чем опасна гипероперка?

 

Педагоги и психологи всего мира утверждают, что личность будет гармонично развиваться только в том случае, если ей придётся преодолевать препятствия (не важно, будет это попытка прокатиться на двухколёсном велосипеде или желание выиграть спор). Вот что говорила об этом Мария Монтессори: «Научиться жить можно только исподволь: например, привыкая быстро принимать решения. А для этого ребёнок должен действовать свободно. Только свободный человек способен справиться с непредвиденным».

 

Что же происходит с детьми, чьи родители чрезмерно опекали их детстве? В некоторых случаях ребятам удавалось вырваться из этих «объятий», а если не получалось, то, повзрослев, они становились зависимыми от мнения окружающих, с мягким характером, слабой волей и с так называемой выученной беспомощностью (любое препятствие им кажется непреодолимым). Другая крайность – став взрослыми, они повторяли поведение своих родителей, но при этом старались избегать воспоминаний о своём детстве.

 

Почему гиперопека – это плохо? На данный вопрос ещё более полувека назад ответил знаменитый педагог Януш Корчак: «Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребёнка, мы отнимаем ребёнка у жизни. Не желая, чтобы он умер, не даём ему жить».

 

Как не навредить чрезмерной заботой:

 

  • Дайте ребёнку свободу и возможность решать самому. Даже если он совсем малыш, у него есть право на самоопределение. Если, например, ребёнок лежит на кроватке и смотрит по сторонам, не пытайтесь его отвлечь. Он занят изучением окружающего мира.

  • Если ребёнок самостоятельно играет, читает или делает уроки, не мешайте ему и не сидите с ним. Пусть он занимается в одиночестве, если ему этого хочется. Но, как только он вас позвал, подойдите и, если надо, объясните или поддержите.

  • Если вы хотите, чтобы ребёнок что-то сделал в то время, как он играет, предупредите его о своих намерениях заранее. Дайте ему 10-15 минут на то, чтобы он доиграл, осознал и примирился с тем, что ему следует прекратить своё занятие.

  • Если ребёнок научился делать что-то самостоятельно, не делайте это за него.

  • Помогайте ребёнку, если он просит вас о помощи, если не просит, дайте ему самому достичь желаемого.

  • Не давайте частых оценок способностям и деятельности малыша, лучше научите его самого адекватно оценивать свою работу.

  • Пусть он сам выстраивает отношения со своими сверстниками. Если вас не просили о помощи, не влезайте в них.

  • Разрешите ему самому выбирать одежду, игрушки, книги и пр.


И последнее, но очень важное правило: живите рядом с ребёнком, а не вместо него. Занимайтесь своей жизнью, развивайтесь, но не кладите свою жизнь к ногам ребёнка. Конечно, не нужно полностью освобождать детей от своей заботы и опеки. Родители, которые забывают о ребёнке – это уже совсем другая крайность. А сейчас речь о любящих родителях и о том, что детям они нужны счастливые, уверенные, довольные собой и своей жизнью.

Источник: "Монтессори. Дети"

Последние новости

18.08.2017

В Анталье открылся II Международный молодежный лагерь

При поддержке Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) и Министерства по делам молодежи и спорта Турции в Анталье открылся II Международный молодежный лагерь. Как отметил на церемонии открытия губернатор Антальи Мунир Караоглу, между молодыми людьми, которые в течение недели примут участие в работе лагеря, будут налажены дружба и сотрудничество. В этом году по содействии Государственного агентства по делам молодежи КР и Форума ...
15.08.2017

25 июля в КНМИИ им.Г.Айтиева открылась выставка «Дочки-матери» или искусство по наследству

Организатором выставки является Международный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» при содействии Посольства Швейцарии в Кыргызстане. Концепцию выставки выдвинула Динара Чочунбаева, международный эксперт ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию. Сама идея выставки очень интересна и актуальна, поскольку с древних времен именно матери передавали свою культуру и навыки своим детям и, в первую очередь, своим дочерям. От воспитания матери ...
13.08.2017

7-8 августа 2017 года Роза Отунбаева ознакомилась с работой Центров развития на джайлоо Иссык-Кульской области

7 августа группа во главе с экс-Президентом Розой Отунбаевой ознакомилась с работой Центра развития на джайлоо Сан-Ташского АО, Тюпского района, а также встретилась с детьми и родителями. Во время мероприятий воспитатель центра - Жаныбекова Гулмира вместе с детьми показали несколько мастер-классов по вырезанию из бумаги и ознакомила со сделанными работами детей. Кроме этого волонтер из Австрии Сабрина Шауэр показала такие игры и ...
09.08.2017

Как в одной британской школе полностью победили прогулы

Кто сказал, что школа не может быть местом, где просто хорошо? Выбор школы — проблема для всех родителей независимо от страны, в которой живёт семья. Найти просто хорошую школу не так сложно. А такую, из которой не хочется уходить, — приходится иногда искать долго. Как выглядит британская школа в Каталонии, где дети учатся с трёх лет, размышляют о проблемах расизма и по праздникам ходят (вместе с учителями!) в пижамах, рассказывает мама троих ...
08.08.2017

Школа без стресса: как голландское образование делает детей счастливыми

Школа без стресса: как голландское образование делает детей счастливыми. Никаких домашек до 10 лет, стресса перед экзаменами и право выбора всегда. Голландские школы дают ученикам комфорт, свободу и умиротворение. Это при том, что дети идут учиться уже в четыре года, а в некоторых программах нет привычных химии и физики. Зато у учеников и их родителей всегда есть выбор, чему и как именно учиться в школе. «Мы закидывали ноги на стол и курили ...
07.08.2017

Почему ребёнка нужно учить читать и писать одновременно

Оказывается, позиция взрослых «главное, чтобы дошкольник знал все буквы и умел читать, а писать его в школе научат» — не совсем верная. Психолог и логопед проекта «Профориентация для школьников "Кем стать"» Валентина Сорока объясняет, почему так важно учить ребёнка письму и чтению параллельно.   Большинство родителей, которые приходят на консультацию логопеда, считают, что умение читать относится к устной речи, а умение писать связано с ...
05.08.2017

Дочь растет, глядя на мать

В Национальном музее искусств имени Гапара Айтиева открылась необычная выставка — «Дочки-матери, или Искусство по наследству». Оригинальность ее в том, что в экспозиции представлены работы 22 творческих семей и династий. Широко известны слова о том, что на детях гениев и талантов природа отдыхает. Но в народном искусстве кыргызов испокон веков заведено: мать обучает дочь мастерству, которым сама владеет. Сначала девочка лишь наблюдает, как работает ...
03.08.2017

Конкурс по кыргызским традиционным и интерактивным играм в Центрах развития на джайлоо

В рамках "Года нравственности, воспитания и культуры" в 2017 году в Кыргызстане, в Центрах развития на джайлоо Баткенской области и Ноокатского района Ошской области прошли соревнования по кыргызским традиционным и интерактивным играм. Конкурс проводился по следующим номинациям: • Инсценировка сказок; • Кыргызские народные игры; • Разные творческие работы по темам: дружба, взаимоуважение, добрососедство и толлерантность. Мероприятие организовано МОФ ...
03.08.2017

Назим Турдумамбетов: «Если процесс невозможно остановить, то им надо управлять!»

“Отдельно взятый человек это вселенная!”«Если процесс невозможно остановить, то им надо управлять!» Пост-релиз Гостевой лекции Н.Турдумамбетова   28 июля в 15:00 по адресу: ул.Фрунзе, 429 б, 2 этаж, Конференц зал “Экодемия” состоялась гостевая лекция исполнительного директора Philips Innovation Labs RUS – Назима Турдумамбетова по теме: «От производителя телефонов и телевизоров в лидеры высоких медицинских технологий или как три друга CSR, PR и GR помогали компании ...
02.08.2017

Радиопрограмма «Гений»: Как помочь ребенку добиться успеха

Все родители хотят, чтобы их дети были успешными в жизни, и рано или поздно, задаются вопросом, как же воспитать из своего малыша успешного человека? Как помочь ему реализовать себя в будущем? В своих мечтах родители видят своего ребенка известным музыкантом, писателем, изобретателем или спортсменом. И соответственно родители задаются вопросом: что нужно сделать, чтобы воспитать успешного ребенка?Чем отличаются успешные родители от обычных? Какие ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

Центры развития на джайлоо - 2017

«А как у них?»

«Проекты Фонда»