Инициативы Инвестиции в будущие поколения Инклюзивное образование

13.06.2016

Школа для всех: интервью с командой инклюзивного класса

В нашей стране путь к инклюзивному образованию только начат. Поэтому важно знать, как инклюзивное образование реализуется в других странах, изучить их опыт. Сегодня мы предлагаем Вам познакомиться с интервью с российской командой инклюзивного класса, напечатономм в LETIDOR.

Ценность инклюзии как современного тренда развития образования в том, что в ее условиях каждый ребенок способен к развитию и саморазвитию; каждый ребенок уникален, у каждого свой путь приобретения опыта и знаний; каждый ребенок может научиться делать выбор, принимать решения, оценивать результаты своих действий и нести за них ответственность. Как это возможно и зачем нужно маме первоклассника Максима, рассказывают организаторы первого инклюзивного класса в «Школе на Третьяковке»– Тамара Антонова, директор Колледжа малого бизнеса №4, Кремнева Светлана, руководитель «Школы на Третьяковке», Мария Прочухаева, заведующая детского сада №288, Федор Козлов, учитель первого класса и Екатерина Павлова, завуч.


– Зачем нужно инклюзивное образование? Почему это важно моему, вполне обычному сыну?


Тамара Антонова: Инклюзия (включение людей с особенностями развития в различные деятельности) является частью обычной жизни – мы вместе живем в большом городе, ходим по одним улицам, подчиняемся тем же законам. Одним из основополагающих принципов идеологии инклюзивного образования является учет возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка. Соблюдение этого принципа позволяет устанавливать оптимальный баланс без крена в сторону «сильных или слабых, успешных и неуспешных, способных и неспособных» детей. Инклюзивная идеология создает в образовательном учреждении условия для формирования основ ключевых компетенций каждого ребенка с первичным признанием его индивидуальности. Задача учителя создать такую образовательную среду, в которой каждый учащийся в соответствии со своим темпом обучения и индивидуальными способностями осваивал базовую программу или ее повышенный уровень. В условиях инклюзивной школы это становится возможным благодаря реализации технологии разноуровневого обучения.


Мария Прочухаева: Для вполне обычных детей инклюзия – это возможность индивидуального подхода учителя к ним, который, к сожалению, в последние годы утрачен. Мы ставим задачу качественного образования. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, был умным, свободно общался, много знал, умел решать задачи, в том числе, жизненные. Если в детском саду и школе у детей не формируется понятийное мышление, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, они не смогут его объективно оценить. И будут действовать под влиянием эмоций и субъективных представлений. В быту сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук. Мы будем учить детей умению выделять суть явления, видеть причину и прогнозировать последствия, умению систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации. В современном обществе параллельно существует много систем ценностей. И прозападная, и советская, и этнически-ориентированные системы. Дети перенимают ценностные установки от родителей и окружения. Самой главной задачей воспитания в «Школе на Третьяковке» будет развитие мышления. Высшие функции, по мнению Льва Выготского, могут компенсировать нижестоящие.


– Как может быть построено обучение детей с очень разным уровнем развития в одном классе? Ведь школа – это уже требования, обязательный набор знаний, ориентация на результат…


Светлана Кремнева: Применение технологии разноуровневого обучения позволит учителю четко дифференцировать учебный материал, варьировать темп, формы и методы его изложения учащимся, применять гибкую систему оценки знаний. Например, в зависимости от успешности ребенка учитель может давать задания, разные по объему, с включением задач на формирование мыслительных операций, творческих способностей; предоставлять ученикам разную степень самостоятельности и помощи. Благодаря технологии разноуровневого обучения, мы избегаем трудности, которой опасаются родители и педагоги, – образовательный дисбаланс в сторону сильных или слабых учащихся. Конечно, владение технологией разноуровневого обучения предъявляет высокие требования к личным и профессиональным компетенциям учителя. Подготовить материал учителю помогает ассистент-психолог, дефектологи, работающие с ребятами с интеллектуальными проблемами.


– Вы возьмете в класс прямо-таки любого ребенка, даже с глубокими нарушениями развития?


Федор Козлов: Мы только начинаем эту работу на уровне начальной школы, и, формируя первый класс, опираемся на опыт включения детей с особенностями развития в дошкольные группы детского сада №288. Разные дети включаются в образовательный процесс по-разному, каждому необходим свой период адаптации, своя индивидуальная образовательная траектория. Для того чтобы инклюзия была успешной, необходима и предварительная оценка особенностей и возможностей ребенка, и регулярная оценка эффективности (мониторинг) образовательного и воспитательного процессов для каждого обучающегося. Сегодня мы говорим о включении в общеобразовательный класс 3-4 учащихся с особенностями развития, большинство из них – выпускники нашего детского сада. 


 – Надеетесь ли Вы вывести всех детей на один уровень в конце обучения?


Светлана Кремнева: Единый уровень образования детей – это не цель инклюзивной школы. Мы говорим о том, что каждый ребенок может и должен развиваться с учетом своих актуальных и потенциальных возможностей, личностных предпочтений, склонностей, интересов, в его персональном темпе, с учетом его индивидуальности, в конце концов.


– Программа будет тоже какая-то «особенная»?


Екатерина Павлова: И да, и нет. Мы понимаем свою обязанность дать всем детям базовый уровень начального образования. Для этого будет организовано обучение детей по традиционной программе «Школа России», дополненное парциальным использованием программы «Гармония». Обогащение программы и ее индивидуальная «настройка» будет происходить за счет разноуровневой работы на уроке и работы во второй половине дня. Класс будет работать как школа полного дня с 8.30 до 18.00. В течение дня выделено время на прогулку и игры – все-таки наши ученики еще вчерашние детсадовцы. Но до 18.00 они успеют и поработать в кружках и клубах, и выполнить задания по самоподготовке. Запланированы математический кружок и занятия английским (второй иностранный со второго класса), спортивные секции, школа искусств в Третьяковской галерее, библиотечные часы и тренинги. Наш школьный автобус в конце дня отвезет ребят к метро «Римская» (многие наши ученики живут там).


– Что происходит «за рамками» уроков? Кто-то помогает наладить социальные отношения, решать конфликты?


Федор Козлов: Учитель с ребятами остается на весь день, кроме того с классом работает психолог, оба они «наши», имеющие опыт инклюзии в детском саду. Большая часть класса – выпускники инклюзивных групп детского сада №288, они имеют опыт общения в таком коллективе, дружат и играют вместе. Во второй половине дня программа плотная: в школе отличные мастерские, спортзал. Запланированы экскурсии и туристические выезды. Жизнь у ребят должна быть насыщенная, а когда есть поводы для общения и общие дела, то отношения строить проще. 

 

– Это бесплатное образование? Звучит как условия в частной школе…


Тамара Антонова: Да, образование бесплатное. Вся школа должна в течение нескольких лет полностью перейти на систему инклюзивного образования. В ней, надеемся, сохранятся и классы для детей с нарушениями развития, которые будут также включаться в общую школьную жизнь. Эта школа – «Школа для всех»!


– Как Вы видите будущее проекта?


Светлана Кремнева: Именно в этой школе постепенно от модели коррекционного обучения (изолированного обучения детей с особенностями в развитии) мы перейдем к инклюзивной модели разноуровневого образования. В будущем году планируем открыть уже не один, а три первых класса, постепенно «дорасти» и до средней школы в здании «Школы на Павелецкой». Более глобально – создать модель школы, в которой осознанно относятся к особенностям и возможностям каждого ученика, где есть подготовленные для этого кадры и построенные технологии работы. Хотелось бы перейти от лозунга «доступность образования для всех» к реальности, где оба слова «образование» и «для всех» не теряют своего смысла перед законом «берем всех в школу по прописке».


Федор Козлов: Будущее проекта – это ребенок, который пришел к нам в детский сад, а затем в школу. Он может стать студентом вуза или колледжа. Важно то, что это человек максимально способный к самоопределению, самореализации и независимости. Для нас важно и то, что наш выпускник умеет и готов жить в условиях человеческого многообразия и вариативности, способен принимать себя и другого человека как равноправного. А самое главное – реализовать себя и свой потенциал в этом сложном и прекрасном мире.


– Как попадают дети в вашу школу?


Мария Прочухаева: Многие из учеников – выпускники детского сада №288, в котором инклюзивный подход реализуется уже много лет. Для кого-то из родителей важен именно индивидуальный подход к ребенку, кому-то по дороге с нашими ценностями. Родители приходят разными путями. Надеемся, надолго. 


http://letidor.ru/

Последние новости

24.03.2017

Экс-Президент Кыргызстана Р.И.Отунбаева в Стамбуле выступила с докладом на региональной конференции ПРООН «Риски и устойчивость»

Экс-Президент Кыргызстана Р.И.Отунбаева 23-24 марта 2017 г. приняла участие и выступила с одним из основных докладов "Гендерное равенство, риски чрезвычайных происшествий и устойчивое развитие" на региональной конференции ПРООН "Риски и устойчивость" в Стамбуле. Третьи ежегодные "Стамбульские диалоги по развитию", региональная площадка, начатая в 2015 г. для стран Восточной Европы, Турции и Центральной Азии, в этот раз была посвящена теме катаклизмов, ...
23.03.2017

Все о певческих голосах узнали зрители концерта-презентации «Волшебство голоса»

Сегодня в рамках проекта «Детская филармония» прошел концерт-презентация «Волшебство голоса», который собрал полный зал.  Во время концерта зрители познакомились с певческими голосами, а также смогли узнать как называется голос того или иного исполнителя и почему опера считается вершиной исполнительского мастерства. Итак, голос Димаша Кудайбергенова называется контр-тенор, но у Димаша эстрадный стиль исполнения. Академический – оперный ...
20.03.2017

Восточный гость - светлый праздник Нооруз!

В День весеннего равноденствия, когда наконец-то после долгой темной зимы день догнал по продолжительности ночь, народы Востока встречают один из самых любимых праздников – праздник весны Нооруз. День весеннего равноденствия, праздник весны знаменует собой обновление жизни. Пусть Нооруз принесет что-то новое и хорошее в Вашу жизнь, станет началом и символом рождения новых достижений и целей. В этот замечательный день мы желаем всем душевного тепла ...
20.03.2017

МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» и «оlolohaus» начинают серию встреч для людей старшего поколения «Жизнь.... 50+»

Дорогие друзья, Международный общественный фонд “Инициатива Розы Отунбаевой” и "ололохауз" начинают серию встреч для людей старшего поколения: “Жизнь.... 50+” На этих встречах Вы окунетесь в мир: активности и творчества,... в которых для Вас откроются новые, интересные и важные познания. Приглашаем Вас и Ваших родителей на первую встречу: “Все о великолепном чае” в Ololohous, который находится в бизнес-центре Victory по адресу Ибраимова 103. На нашей встрече 22 ...
16.03.2017

«Звезды читают детям» теперь в «Оlolohaus»

Сегодня в рамках проекта «Звезды читают детям» прошла первая акция в партнерстве с «Оlolohaus». Совсем молодой, но уже известный в Кыргызстане актёр Азамат Уланов, исполнитель главной роли в приключенческой комедии "В поисках мамы", сегодня читал вслух для всех пришедших на акцию ребят.  Детвора от 5 до 10 лет с нескрываемым восхищением не только слушала звезду, но и с удовольствием участвовала в обсуждении услышанного. Хотите, чтобы Ваш ребенок ...
13.03.2017

«Радиомектеп»: Развитие мелкой моторики у детей до года

Вы хотите, чтобы ваш малыш благополучно и активно развивался, чтобы он рано начал говорить, а речь его была правильной? Оказывается, все дело в пальчиках, точнее в хорошо развитой мелкой моторике. Поэтому начинать работу нужно как можно раньше. Развивать мелкую моторику можно и нужно уже в младенческом возрасте – с первого месяца.Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие ...
10.03.2017

Приглашаем Вас принять участие в пятом Фестивале Образования - 2017!

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!   Приглашаем Вас принять участие в пятом Фестивале Образования - 2017! Международный общественный фонд "Инициатива Розы Отунбаевой" информирует о проведении пятого Фестиваля образования на тему "Здоровый образ жизни", совместно с мэрией г. Бишкек и Кыргызской государственной академией физической культуры и спорта (КГАФКиС) при поддержке международных, государственных и общественных организаций, который пройдет 28-29 ...
10.03.2017

Концерт-презентация «Волшебство голоса»: Билеты уже в продаже!

Концерт-презентация «Волшебство голоса» 23 марта 2017 г. Начало в 11.00. Большой зал Национальной филармонии Стоимость билета – 100 сомов Билеты в кассе филармонии или заказать по тел. 660 384   Друзья, а знаете ли вы, как называется голос Мирбека Атабекова? А сможет ли Дима Билан спеть оперу? А какой голос у Вас? Не знаете? Тогда вам обязательно нужно прийти на концерт-презентацию «Волшебство голоса» в рамках музыкально-образовательной программы "Детская ...
07.03.2017

С праздником, дорогие женщины!

Есть среди трехсот шестидесяти пяти дней один – особенный! В этот день сквозь весенние проталины в мир врывается волшебный праздник. Он может прийти нежным подснежником или пышной веткой мимозы, хрупким тюльпаном или царственной розой. Все цветы мира ложатся к ногам прекраснейших созданий человечества – Женщин!   Милые, застенчивые, добрые. Целеустремленные, деловые, умные. Загадочные, неповторимые, уникальные. Какой красочный эпитет ни возьми – ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

Вечер поэзии Сагын Акматбековой

«А как у них?»

«Проекты Фонда»