Инициативы Инвестиции в будущие поколения Инклюзивное образование

13.06.2016

Школа для всех: интервью с командой инклюзивного класса

В нашей стране путь к инклюзивному образованию только начат. Поэтому важно знать, как инклюзивное образование реализуется в других странах, изучить их опыт. Сегодня мы предлагаем Вам познакомиться с интервью с российской командой инклюзивного класса, напечатономм в LETIDOR.

Ценность инклюзии как современного тренда развития образования в том, что в ее условиях каждый ребенок способен к развитию и саморазвитию; каждый ребенок уникален, у каждого свой путь приобретения опыта и знаний; каждый ребенок может научиться делать выбор, принимать решения, оценивать результаты своих действий и нести за них ответственность. Как это возможно и зачем нужно маме первоклассника Максима, рассказывают организаторы первого инклюзивного класса в «Школе на Третьяковке»– Тамара Антонова, директор Колледжа малого бизнеса №4, Кремнева Светлана, руководитель «Школы на Третьяковке», Мария Прочухаева, заведующая детского сада №288, Федор Козлов, учитель первого класса и Екатерина Павлова, завуч.


– Зачем нужно инклюзивное образование? Почему это важно моему, вполне обычному сыну?


Тамара Антонова: Инклюзия (включение людей с особенностями развития в различные деятельности) является частью обычной жизни – мы вместе живем в большом городе, ходим по одним улицам, подчиняемся тем же законам. Одним из основополагающих принципов идеологии инклюзивного образования является учет возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка. Соблюдение этого принципа позволяет устанавливать оптимальный баланс без крена в сторону «сильных или слабых, успешных и неуспешных, способных и неспособных» детей. Инклюзивная идеология создает в образовательном учреждении условия для формирования основ ключевых компетенций каждого ребенка с первичным признанием его индивидуальности. Задача учителя создать такую образовательную среду, в которой каждый учащийся в соответствии со своим темпом обучения и индивидуальными способностями осваивал базовую программу или ее повышенный уровень. В условиях инклюзивной школы это становится возможным благодаря реализации технологии разноуровневого обучения.


Мария Прочухаева: Для вполне обычных детей инклюзия – это возможность индивидуального подхода учителя к ним, который, к сожалению, в последние годы утрачен. Мы ставим задачу качественного образования. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, был умным, свободно общался, много знал, умел решать задачи, в том числе, жизненные. Если в детском саду и школе у детей не формируется понятийное мышление, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, они не смогут его объективно оценить. И будут действовать под влиянием эмоций и субъективных представлений. В быту сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук. Мы будем учить детей умению выделять суть явления, видеть причину и прогнозировать последствия, умению систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации. В современном обществе параллельно существует много систем ценностей. И прозападная, и советская, и этнически-ориентированные системы. Дети перенимают ценностные установки от родителей и окружения. Самой главной задачей воспитания в «Школе на Третьяковке» будет развитие мышления. Высшие функции, по мнению Льва Выготского, могут компенсировать нижестоящие.


– Как может быть построено обучение детей с очень разным уровнем развития в одном классе? Ведь школа – это уже требования, обязательный набор знаний, ориентация на результат…


Светлана Кремнева: Применение технологии разноуровневого обучения позволит учителю четко дифференцировать учебный материал, варьировать темп, формы и методы его изложения учащимся, применять гибкую систему оценки знаний. Например, в зависимости от успешности ребенка учитель может давать задания, разные по объему, с включением задач на формирование мыслительных операций, творческих способностей; предоставлять ученикам разную степень самостоятельности и помощи. Благодаря технологии разноуровневого обучения, мы избегаем трудности, которой опасаются родители и педагоги, – образовательный дисбаланс в сторону сильных или слабых учащихся. Конечно, владение технологией разноуровневого обучения предъявляет высокие требования к личным и профессиональным компетенциям учителя. Подготовить материал учителю помогает ассистент-психолог, дефектологи, работающие с ребятами с интеллектуальными проблемами.


– Вы возьмете в класс прямо-таки любого ребенка, даже с глубокими нарушениями развития?


Федор Козлов: Мы только начинаем эту работу на уровне начальной школы, и, формируя первый класс, опираемся на опыт включения детей с особенностями развития в дошкольные группы детского сада №288. Разные дети включаются в образовательный процесс по-разному, каждому необходим свой период адаптации, своя индивидуальная образовательная траектория. Для того чтобы инклюзия была успешной, необходима и предварительная оценка особенностей и возможностей ребенка, и регулярная оценка эффективности (мониторинг) образовательного и воспитательного процессов для каждого обучающегося. Сегодня мы говорим о включении в общеобразовательный класс 3-4 учащихся с особенностями развития, большинство из них – выпускники нашего детского сада. 


 – Надеетесь ли Вы вывести всех детей на один уровень в конце обучения?


Светлана Кремнева: Единый уровень образования детей – это не цель инклюзивной школы. Мы говорим о том, что каждый ребенок может и должен развиваться с учетом своих актуальных и потенциальных возможностей, личностных предпочтений, склонностей, интересов, в его персональном темпе, с учетом его индивидуальности, в конце концов.


– Программа будет тоже какая-то «особенная»?


Екатерина Павлова: И да, и нет. Мы понимаем свою обязанность дать всем детям базовый уровень начального образования. Для этого будет организовано обучение детей по традиционной программе «Школа России», дополненное парциальным использованием программы «Гармония». Обогащение программы и ее индивидуальная «настройка» будет происходить за счет разноуровневой работы на уроке и работы во второй половине дня. Класс будет работать как школа полного дня с 8.30 до 18.00. В течение дня выделено время на прогулку и игры – все-таки наши ученики еще вчерашние детсадовцы. Но до 18.00 они успеют и поработать в кружках и клубах, и выполнить задания по самоподготовке. Запланированы математический кружок и занятия английским (второй иностранный со второго класса), спортивные секции, школа искусств в Третьяковской галерее, библиотечные часы и тренинги. Наш школьный автобус в конце дня отвезет ребят к метро «Римская» (многие наши ученики живут там).


– Что происходит «за рамками» уроков? Кто-то помогает наладить социальные отношения, решать конфликты?


Федор Козлов: Учитель с ребятами остается на весь день, кроме того с классом работает психолог, оба они «наши», имеющие опыт инклюзии в детском саду. Большая часть класса – выпускники инклюзивных групп детского сада №288, они имеют опыт общения в таком коллективе, дружат и играют вместе. Во второй половине дня программа плотная: в школе отличные мастерские, спортзал. Запланированы экскурсии и туристические выезды. Жизнь у ребят должна быть насыщенная, а когда есть поводы для общения и общие дела, то отношения строить проще. 

 

– Это бесплатное образование? Звучит как условия в частной школе…


Тамара Антонова: Да, образование бесплатное. Вся школа должна в течение нескольких лет полностью перейти на систему инклюзивного образования. В ней, надеемся, сохранятся и классы для детей с нарушениями развития, которые будут также включаться в общую школьную жизнь. Эта школа – «Школа для всех»!


– Как Вы видите будущее проекта?


Светлана Кремнева: Именно в этой школе постепенно от модели коррекционного обучения (изолированного обучения детей с особенностями в развитии) мы перейдем к инклюзивной модели разноуровневого образования. В будущем году планируем открыть уже не один, а три первых класса, постепенно «дорасти» и до средней школы в здании «Школы на Павелецкой». Более глобально – создать модель школы, в которой осознанно относятся к особенностям и возможностям каждого ученика, где есть подготовленные для этого кадры и построенные технологии работы. Хотелось бы перейти от лозунга «доступность образования для всех» к реальности, где оба слова «образование» и «для всех» не теряют своего смысла перед законом «берем всех в школу по прописке».


Федор Козлов: Будущее проекта – это ребенок, который пришел к нам в детский сад, а затем в школу. Он может стать студентом вуза или колледжа. Важно то, что это человек максимально способный к самоопределению, самореализации и независимости. Для нас важно и то, что наш выпускник умеет и готов жить в условиях человеческого многообразия и вариативности, способен принимать себя и другого человека как равноправного. А самое главное – реализовать себя и свой потенциал в этом сложном и прекрасном мире.


– Как попадают дети в вашу школу?


Мария Прочухаева: Многие из учеников – выпускники детского сада №288, в котором инклюзивный подход реализуется уже много лет. Для кого-то из родителей важен именно индивидуальный подход к ребенку, кому-то по дороге с нашими ценностями. Родители приходят разными путями. Надеемся, надолго. 


http://letidor.ru/

Последние новости

24.08.2017

Образовательный форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до трех лет пройдет в Караколе

25 августа 2017 года в городе Каракол на базе педагогического колледжа им. Б.Бийбосунова состоится форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет. В форуме примут участие, полномочный представитель Правительства КР в Иссык-Кульской области У.К.Жылкыбаев, разработчики и эксперты стандартов развития, преподаватели и методисты школьных методических объединений по начальной школе, директора дошкольных ...
23.08.2017

Сегодня день рождения Розы Исаковны Отунбаевой, экс-президента Кыргызстана, учредителя фонда «Инициатива Розы Отунбаевой»

Уважаемая Роза Исаковна!   Коллектив фонда поздравляет Вас с Днём рождения. Мы желаем Вам, Роза Исаковна, крепкого здоровья и благополучия, оптимизма и чудесного настроения, самых ярких эмоций, оставляющих в сердце только радость и ощущение счастья.   Благодаря присущей Вам мудрости и активной гражданской позиции Вы трудитесь, отдавая все свои силы, обширные знания, богатый жизненный и профессиональный опыт на благо народа Кыргызстана, ...
21.08.2017

FINCA Банк поддержал садики на джайлоо

FINCA Банк поддержал открытие центров развития на джайлоо. Проект, реализуемый международным фондом «Инициатива Розы Отунбаевой» дает возможность детям из отдаленных регионов учиться и готовиться к школе. Благодаря этой инициативе, ребята обучаются в оборудованных юртах.    В нынешнем году наш банк помог в открытии трех садиков в разных частях страны. Это центры на джайлоо ...
21.08.2017

Более 170 маленьких кыргызстанцев дошкольного возраста получили образовательную помощь от Банка «Бай-Тушум»

Банк «Бай Тушум», начиная с 2014 года, ежегодно поддерживает благотворительный проект общественного фонда “Инициатива Розы Отунбаевой” под названием «Детские сады на джайлоо». Этот проект ставит своей целью оказания образовательной поддержки детям скотоводов, которые в летнее время находятся в горах на джайлоо. Проект предоставляет возможность детям 5-6-7 лет посещать школьные занятия и подготовиться к ...
20.08.2017

Временный поверенный в делах Европейского Союза в Кыргызстане Яап Ора посетил детские сады на жайлоо Кок-Жайык и Каркыра

14-15 августа Временный поверенный в делах Европейского Союза в Кыргызстане Яап Ора посетил с рабочей поездкой Иссык-Кульскую область. Он встретился с акимом Джети-Огузского района Калысбеком Джудеевым для ознакомления с ситуацией в районе, а также посетил детские сады на жайлоо Кок-Жайык и Каркыра, открытые Международным образовательным фондом "Инициатива Розы Отунбаевой". Детские сады получили в подарок от ...
20.08.2017

Сотрудники компании «Кумтор» посетили мобильный Центр детского развития на джайлоо

В минувшее воскресенье сотрудники «Кумтор Голд Компани» и их дети посетили мобильный центр детского развития на джайлоо Ак-Таш в Джети-Огузском районе Иссык-Кульской области. Подготовка к мероприятию началась за несколько месяцев, когда среди сотрудников компании был объявлен сбор игрушек, необходимых для проведения мастер-класса. Благодаря слаженной командной работе, кумторовцам удалось научить ребят изготовлению ...
18.08.2017

В Анталье открылся II Международный молодежный лагерь

При поддержке Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) и Министерства по делам молодежи и спорта Турции в Анталье открылся II Международный молодежный лагерь. Как отметил на церемонии открытия губернатор Антальи Мунир Караоглу, между молодыми людьми, которые в течение недели примут участие в работе лагеря, будут налажены дружба и сотрудничество. В этом году по содействии Государственного агентства по делам молодежи КР и Форума ...
15.08.2017

25 июля в КНМИИ им.Г.Айтиева открылась выставка «Дочки-матери» или искусство по наследству

Организатором выставки является Международный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» при содействии Посольства Швейцарии в Кыргызстане. Концепцию выставки выдвинула Динара Чочунбаева, международный эксперт ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию. Сама идея выставки очень интересна и актуальна, поскольку с древних времен именно матери передавали свою культуру и навыки своим детям и, в первую очередь, своим дочерям. От воспитания матери ...
13.08.2017

7-8 августа 2017 года Роза Отунбаева ознакомилась с работой Центров развития на джайлоо Иссык-Кульской области

7 августа группа во главе с экс-Президентом Розой Отунбаевой ознакомилась с работой Центра развития на джайлоо Сан-Ташского АО, Тюпского района, а также встретилась с детьми и родителями. Во время мероприятий воспитатель центра - Жаныбекова Гулмира вместе с детьми показали несколько мастер-классов по вырезанию из бумаги и ознакомила со сделанными работами детей. Кроме этого волонтер из Австрии Сабрина Шауэр показала такие игры и ...
09.08.2017

Как в одной британской школе полностью победили прогулы

Кто сказал, что школа не может быть местом, где просто хорошо? Выбор школы — проблема для всех родителей независимо от страны, в которой живёт семья. Найти просто хорошую школу не так сложно. А такую, из которой не хочется уходить, — приходится иногда искать долго. Как выглядит британская школа в Каталонии, где дети учатся с трёх лет, размышляют о проблемах расизма и по праздникам ходят (вместе с учителями!) в пижамах, рассказывает мама троих ...
08.08.2017

Школа без стресса: как голландское образование делает детей счастливыми

Школа без стресса: как голландское образование делает детей счастливыми. Никаких домашек до 10 лет, стресса перед экзаменами и право выбора всегда. Голландские школы дают ученикам комфорт, свободу и умиротворение. Это при том, что дети идут учиться уже в четыре года, а в некоторых программах нет привычных химии и физики. Зато у учеников и их родителей всегда есть выбор, чему и как именно учиться в школе. «Мы закидывали ноги на стол и курили ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

Центры развития на джайлоо - 2017

«А как у них?»

«Проекты Фонда»