Инициативы Инвестиции в будущие поколения Инклюзивное образование

13.06.2016

Школа для всех: интервью с командой инклюзивного класса

В нашей стране путь к инклюзивному образованию только начат. Поэтому важно знать, как инклюзивное образование реализуется в других странах, изучить их опыт. Сегодня мы предлагаем Вам познакомиться с интервью с российской командой инклюзивного класса, напечатономм в LETIDOR.

Ценность инклюзии как современного тренда развития образования в том, что в ее условиях каждый ребенок способен к развитию и саморазвитию; каждый ребенок уникален, у каждого свой путь приобретения опыта и знаний; каждый ребенок может научиться делать выбор, принимать решения, оценивать результаты своих действий и нести за них ответственность. Как это возможно и зачем нужно маме первоклассника Максима, рассказывают организаторы первого инклюзивного класса в «Школе на Третьяковке»– Тамара Антонова, директор Колледжа малого бизнеса №4, Кремнева Светлана, руководитель «Школы на Третьяковке», Мария Прочухаева, заведующая детского сада №288, Федор Козлов, учитель первого класса и Екатерина Павлова, завуч.


– Зачем нужно инклюзивное образование? Почему это важно моему, вполне обычному сыну?


Тамара Антонова: Инклюзия (включение людей с особенностями развития в различные деятельности) является частью обычной жизни – мы вместе живем в большом городе, ходим по одним улицам, подчиняемся тем же законам. Одним из основополагающих принципов идеологии инклюзивного образования является учет возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка. Соблюдение этого принципа позволяет устанавливать оптимальный баланс без крена в сторону «сильных или слабых, успешных и неуспешных, способных и неспособных» детей. Инклюзивная идеология создает в образовательном учреждении условия для формирования основ ключевых компетенций каждого ребенка с первичным признанием его индивидуальности. Задача учителя создать такую образовательную среду, в которой каждый учащийся в соответствии со своим темпом обучения и индивидуальными способностями осваивал базовую программу или ее повышенный уровень. В условиях инклюзивной школы это становится возможным благодаря реализации технологии разноуровневого обучения.


Мария Прочухаева: Для вполне обычных детей инклюзия – это возможность индивидуального подхода учителя к ним, который, к сожалению, в последние годы утрачен. Мы ставим задачу качественного образования. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, был умным, свободно общался, много знал, умел решать задачи, в том числе, жизненные. Если в детском саду и школе у детей не формируется понятийное мышление, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, они не смогут его объективно оценить. И будут действовать под влиянием эмоций и субъективных представлений. В быту сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук. Мы будем учить детей умению выделять суть явления, видеть причину и прогнозировать последствия, умению систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации. В современном обществе параллельно существует много систем ценностей. И прозападная, и советская, и этнически-ориентированные системы. Дети перенимают ценностные установки от родителей и окружения. Самой главной задачей воспитания в «Школе на Третьяковке» будет развитие мышления. Высшие функции, по мнению Льва Выготского, могут компенсировать нижестоящие.


– Как может быть построено обучение детей с очень разным уровнем развития в одном классе? Ведь школа – это уже требования, обязательный набор знаний, ориентация на результат…


Светлана Кремнева: Применение технологии разноуровневого обучения позволит учителю четко дифференцировать учебный материал, варьировать темп, формы и методы его изложения учащимся, применять гибкую систему оценки знаний. Например, в зависимости от успешности ребенка учитель может давать задания, разные по объему, с включением задач на формирование мыслительных операций, творческих способностей; предоставлять ученикам разную степень самостоятельности и помощи. Благодаря технологии разноуровневого обучения, мы избегаем трудности, которой опасаются родители и педагоги, – образовательный дисбаланс в сторону сильных или слабых учащихся. Конечно, владение технологией разноуровневого обучения предъявляет высокие требования к личным и профессиональным компетенциям учителя. Подготовить материал учителю помогает ассистент-психолог, дефектологи, работающие с ребятами с интеллектуальными проблемами.


– Вы возьмете в класс прямо-таки любого ребенка, даже с глубокими нарушениями развития?


Федор Козлов: Мы только начинаем эту работу на уровне начальной школы, и, формируя первый класс, опираемся на опыт включения детей с особенностями развития в дошкольные группы детского сада №288. Разные дети включаются в образовательный процесс по-разному, каждому необходим свой период адаптации, своя индивидуальная образовательная траектория. Для того чтобы инклюзия была успешной, необходима и предварительная оценка особенностей и возможностей ребенка, и регулярная оценка эффективности (мониторинг) образовательного и воспитательного процессов для каждого обучающегося. Сегодня мы говорим о включении в общеобразовательный класс 3-4 учащихся с особенностями развития, большинство из них – выпускники нашего детского сада. 


 – Надеетесь ли Вы вывести всех детей на один уровень в конце обучения?


Светлана Кремнева: Единый уровень образования детей – это не цель инклюзивной школы. Мы говорим о том, что каждый ребенок может и должен развиваться с учетом своих актуальных и потенциальных возможностей, личностных предпочтений, склонностей, интересов, в его персональном темпе, с учетом его индивидуальности, в конце концов.


– Программа будет тоже какая-то «особенная»?


Екатерина Павлова: И да, и нет. Мы понимаем свою обязанность дать всем детям базовый уровень начального образования. Для этого будет организовано обучение детей по традиционной программе «Школа России», дополненное парциальным использованием программы «Гармония». Обогащение программы и ее индивидуальная «настройка» будет происходить за счет разноуровневой работы на уроке и работы во второй половине дня. Класс будет работать как школа полного дня с 8.30 до 18.00. В течение дня выделено время на прогулку и игры – все-таки наши ученики еще вчерашние детсадовцы. Но до 18.00 они успеют и поработать в кружках и клубах, и выполнить задания по самоподготовке. Запланированы математический кружок и занятия английским (второй иностранный со второго класса), спортивные секции, школа искусств в Третьяковской галерее, библиотечные часы и тренинги. Наш школьный автобус в конце дня отвезет ребят к метро «Римская» (многие наши ученики живут там).


– Что происходит «за рамками» уроков? Кто-то помогает наладить социальные отношения, решать конфликты?


Федор Козлов: Учитель с ребятами остается на весь день, кроме того с классом работает психолог, оба они «наши», имеющие опыт инклюзии в детском саду. Большая часть класса – выпускники инклюзивных групп детского сада №288, они имеют опыт общения в таком коллективе, дружат и играют вместе. Во второй половине дня программа плотная: в школе отличные мастерские, спортзал. Запланированы экскурсии и туристические выезды. Жизнь у ребят должна быть насыщенная, а когда есть поводы для общения и общие дела, то отношения строить проще. 

 

– Это бесплатное образование? Звучит как условия в частной школе…


Тамара Антонова: Да, образование бесплатное. Вся школа должна в течение нескольких лет полностью перейти на систему инклюзивного образования. В ней, надеемся, сохранятся и классы для детей с нарушениями развития, которые будут также включаться в общую школьную жизнь. Эта школа – «Школа для всех»!


– Как Вы видите будущее проекта?


Светлана Кремнева: Именно в этой школе постепенно от модели коррекционного обучения (изолированного обучения детей с особенностями в развитии) мы перейдем к инклюзивной модели разноуровневого образования. В будущем году планируем открыть уже не один, а три первых класса, постепенно «дорасти» и до средней школы в здании «Школы на Павелецкой». Более глобально – создать модель школы, в которой осознанно относятся к особенностям и возможностям каждого ученика, где есть подготовленные для этого кадры и построенные технологии работы. Хотелось бы перейти от лозунга «доступность образования для всех» к реальности, где оба слова «образование» и «для всех» не теряют своего смысла перед законом «берем всех в школу по прописке».


Федор Козлов: Будущее проекта – это ребенок, который пришел к нам в детский сад, а затем в школу. Он может стать студентом вуза или колледжа. Важно то, что это человек максимально способный к самоопределению, самореализации и независимости. Для нас важно и то, что наш выпускник умеет и готов жить в условиях человеческого многообразия и вариативности, способен принимать себя и другого человека как равноправного. А самое главное – реализовать себя и свой потенциал в этом сложном и прекрасном мире.


– Как попадают дети в вашу школу?


Мария Прочухаева: Многие из учеников – выпускники детского сада №288, в котором инклюзивный подход реализуется уже много лет. Для кого-то из родителей важен именно индивидуальный подход к ребенку, кому-то по дороге с нашими ценностями. Родители приходят разными путями. Надеемся, надолго. 


http://letidor.ru/

Последние новости

27.06.2017

Увлекательные эко-мероприятия для воспитанников пришкольных лагерей

С приходом лета, Караван знаний по экологии, который в течение учебного года посетил 14 школ и более 1600 детей г.Бишкек, переместился в летние пришкольные лагеря.   В период с 12 по 16 июня, в пришкольных лагерях № 94, 42, 27, 32 и 88 были проведены эко-уроки и показаны презентации по экологии, включая обсуждение "Правил юного Бишкекчанина", мультфильм "Человек и мусор" и социальные ролики по бережному отношению к окружающей среде, созданные в рамках эко-проекта "Думай ...
27.06.2017

В столице презентовали киноальбом «Сила хрупкости и жесткость искусства», посвященный женщинам-кинематографистам Кыргызстана

В Доме кино имени Чынгыза Айтматова 23 июня состоялась презентация киноальбома «Сила хрупкости и жесткость искусства», посвященная женщинам-кинематографистам Кыргызстана.   Книга издана международным фондом «Инициатива Розы Отунбаевой» при поддержке посольства Швейцарии.   Книга написана кинокритиком Гулбарой Толомушевой, чтобы ознакомить читателей с талантливой плеядой женщин в кыргызском кино, поощрить и открыть горизонты девушкам, ...
24.06.2017

20 героинь книги о женщинах в кино Кыргызстана

23 июня 2017 года в Доме кино состоялась презентация киноальбома - "Сила хрупкости и жесткость искусства. Женщины в кино Кыргызстана" изданной фондом "Инициатива Розы Отунбаевой" при поддержке посольства Швейцарии в Кыргызской Республике. Презентацию открыла заместитель директора Департамента кинематографии Гульмира Керимова, которая предоставила слово экс-президенту КР, автору идеи Розе Исаковне Отунбаевой. Презентацию посетил Чрезвычайный и ...
24.06.2017

Роза Отунбаева рассказала о женщинах в кино Кыргызстана

В Бишкеке состоялась презентация книги «Женщины в кино Кыргызстана». На встречу с автором Гульбарой Толомушевой пришли звезды шоу-бизнеса. Женщины - режиссеры, сценаристы, критики - главные героини этого труда. На страницах жизнь и творчество известных мастеров, таких как Динара Асанова, Лиля Турусбекова, Клара Юсупжанова и молодых талантов. Инициатор и создатель книги - фонд «Инициативы Розы Отунбаевой». «Наши девушки берутся за это кино. Своим ...
23.06.2017

Представительство Европейского Союза в КР передало «Центрам развития на джайлоо» детские книги и энциклопедии

Представительство Европейского Союза в Кыргызской Республике передало «Центрам развития на джайлоо» познавательные, иллюстрированные детские книги и энциклопедий на сумму 73 050 сом в количестве 144 штуки.Список книг. 1. Все о динозаврах Илл.энциклопедия /Владис/ 2. Детская энц./Владис/ Вселенная и планета Земля 3. Детская энциклопедия /РОСМЭН/ (бол.) Доисторический мир 4. Детская энциклопедия /РОСМЭН/ (бол.) Животные 5. Детская энциклопедия /РОСМЭН/ (бол.) ...
23.06.2017

ТИКА второй год подряд оказывает поддержку «Центрам развития на джайлоо» в приобретении обучающих материалов

Турецкое управление по сотрудничеству и развитию при Аппарате Премьер-министра Республики Турция (ТИКА, Бишкекский офис) второй год подряд оказывает поддержку “Центрам развития на джайлоо” в приобретении книг и канцелярских товаров. В этом году ТИКА оказала поддержку на сумму 970 000 сомов. На эти средства 55 Центров развития на джайлоо по всей Республике будут обеспечены игрушками и канцелярскими принадлежностями. Официальное вручение состоялась 22 ...
23.06.2017

Завершены тренинги для воспитателей, представителей пастбищных комитетов и организаторов «Центров развития на джайлоо - 2017» во всех областях страны

С 5 по 17 июня 2017 года Международный общественный фонд “Инициатива Розы Отунбаевой” провел для воспитателей, организаторов Центров развития на джайлоо и для представителей пастбищных комитетов тренинг. 5-июня в г. Баткен (28 участников); 6-июня в г. Жалал-Абад (25 участников); 7-июня в г. Ош (42 участников); 9-июня в г. Нарын (59 участников); 10-июня в с. Кочкор (25 участников); 13-июня в г. Талас (47 участников); 15-июня в г. Бишкек (6 участников); 17-июня в г. Каракол (27 ...
21.06.2017

Как привить любовь к чтению

Как хочется, чтобы дети читали! Чтобы компьютеры и телевизоры не заслонили от них и потрепанные переплеты любимых книжек еще из нашего детства, и новые, еще пахнущие свежей типографской краской… Чтобы ребенок мог анализировать, думать, а порой и плакать над книгой…   Как же воспитать настоящего читателя?   Новое поколение выбирает Когда моей младшей дочке исполнился годик, в день рожденья мы решили погадать о ее судьбе. На ...
21.06.2017

В Нарыне обсудили вопросы продвижения и внедрения базовых стандартов развития детей до трех лет

В городе Нарын прошел форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет, сообщил корреспондент Turmush. В форуме приняли участие представители местной власти, руководители соответствующих органов и представители различных фондов. По данным организаторов, форум посвящен развитию детей раннего возраста. В ходе форума были презентованы базовые стандарты развития детей от 0 до 3-х лет и дневник развития ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

«А как у них?»

«Проекты Фонда»