Инициативы Инвестиции в будущие поколения Инклюзивное образование

13.10.2016

Как общаться с «особыми» детьми

Несколько практических советов от Анны Битовой, директора московского «Центра лечебной педагогики»


Публикуем краткий конспект вебинар-лекции о правилах общения с особенными людьми, прочитанной Анной Львовной Битовой 4 октября в Лаборатории социального предпринимательства.


Родителям: не нужно преувеличивать особенности ребенка


Часто представление о том, что ребенок – особенный и требует особого подхода, находится, главным образом, в голове у родителей.


Например, существуют примеры, как ребенок с синдромом Дауна прекрасно пошел в обычный детский сад. Конечно, с девочкой для этого специально занимались, и некоторое отставание в развитии от сверстников нормы у нее есть, но сейчас достаточно много обычных детей имеют похожие инфантильные особенности.


Обычные дети, если они не накручены родительскими страхами, как правило с «особенными» друзьями общаются спокойно и способны принять особенности за привычки.


«Да, у Маши все время высунут язык. А я, например, иногда палец сосу».


Родители, помогите окружающим сориентироваться


Часто окружающие не понимают, что ребенок с особенностями, либо не знают, как с ним общаться, и пугаются. Ситуации, которые при этом возникают, могут быть комичными и не очень.


Например, одной из мам Центра лечебной педагогики однажды серьезно выговорила тетя из троллейбуса, с которой не захотел поговорить «невежливый» мальчик пяти лет. На самом деле ребенок просто не говорил.


Ситуация, когда девочка с расстройством аутичного спектра очень громко пыталась выйти из троллейбуса, не понимая, что он движется, сопровождалась гораздо большим волнением пассажиров.


В конце концов, чтобы не объясняться со всеми и везде, родители сделали визитки: «Мой ребенок с особенностями. Он остро переживает то, что вы почти не слышите – шум улицы, свист ветра, крики. Мир недобр к нему, но вы можете быть добры».


Не боимся необычной мимики


Нужно понимать, что слабослышащий человек или человек с ментальными нарушениями воспринимает мир иначе, и его мимика может быть отлична от людей нормы. Даже в обычных условиях ему легче испугаться, он может устать или дать понять, что не хочет с вами общаться. Поэтому он может вести себя внешне непривычно – даже закричать или укусить.


Главное – преодолеть барьер коммуникации


То есть, найти способ общения, который понимали бы оба собеседника. Если желание общаться велико, способ пообщаться обычно находится. Кстати, преодолевать такие барьеры приходится иногда и обычным людям.


Однажды Анна Битова оказалась во Франции и отстала от переводчика. По счастью, у француза, который ей встретился, была с собой большая стопка карточек с картинками!


Четыре главных правила общения


1. Уважайте личные границы собеседника. Перед началом разговора убедитесь, что человек вообще хочет с вами общаться.


2. Перед началом каждого действия предупредите, что вы хотите сделать: «Сейчас я возьму тебя на руки», «сейчас мы будем кушать». «Сейчас я на пять минут выйду, но потом вернусь». (Кстати, это правило действует и при общении с детьми нормы).


3. Инвалидная коляска – часть тела колясочника. Прежде чем передвинуть человека на коляске, надо спросить его разрешения. Кстати, разрешения погладить ребенка тоже надо спросить. Да, в том числе, у самого ребенка.


4. Не обсуждайте ребенка при всех и при нем самом в третьем лице. (Тоже действует и для детей с особенностями, и для детей нормы).


Хитрости, облегчающие общение:


При общении с плохо слышащими и плохо понимающими речь могут помочь: 

— членораздельная речь, 

— короткие предложения, 

— картинки, 

— утрированные четкие жесты, 

— утрированная театральная интонация, 

— взгляд в глаза (человек при этом может не слышать и читать по губам, взгляд позволяет ему удерживать внимание). 


Не торопитесь и всегда дождитесь ответной реакции.


При общении с плохо держащими взгляд или внимание на собеседнике: 

— можно надеть что-то яркое – шляпу, серьги; 

— сделать яркий макияж; 

— надеть звенящие длинные серьги или колокольчик на шею.


Обладатели целого ряда диагнозов – например, аутисты – в глаза смотреть не любят, зато прекрасно общаются при помощи картинок или фотографий, очень любят чертить пиктограммы.


Поймите специфические интересы собеседника


Для успешного общения с «особенным ребенком» важно выяснить, что он любит. Часто у людей с ментальными нарушениями существует «излюбленная тема», на которую они готовы общаться часами. При этом на все другое они часто не реагируют вообще.


Подобные специфические интересы раздражают. Но их надо не запрещать, а использовать.


Например, в истории Центра были любитель покемонов, любитель небоскребов и любитель метро. Первому поставили мелкую моторику с помощью прописи из имен покемонов. Последнего готовили к школе, изучая окружающий мир с помощью игры: «На одной платформе станции метро «Ботанический сад» мы выращиваем фрукты, а на другой – овощи». Еще был любитель бус, с которым, в конце концов, удалось договориться до расписания: час – занимаемся, час – играем в бусы.


Вообще из специфического интереса нужно делать маленькое счастье. Например, если ребенок склонен везде искать вещи красного цвета, можно вместе покупать одежду разных оттенков и т.д.


При этом есть вероятность, что через какое-то время специфический интерес у ребенка изменится на другой, палитра интересов расширится.


Источник: Милосердие.ру

Последние новости

24.08.2017

Образовательный форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до трех лет пройдет в Караколе

25 августа 2017 года в городе Каракол на базе педагогического колледжа им. Б.Бийбосунова состоится форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет. В форуме примут участие, полномочный представитель Правительства КР в Иссык-Кульской области У.К.Жылкыбаев, разработчики и эксперты стандартов развития, преподаватели и методисты школьных методических объединений по начальной школе, директора дошкольных ...
23.08.2017

Сегодня день рождения Розы Исаковны Отунбаевой, экс-президента Кыргызстана, учредителя фонда «Инициатива Розы Отунбаевой»

Уважаемая Роза Исаковна!   Коллектив фонда поздравляет Вас с Днём рождения. Мы желаем Вам, Роза Исаковна, крепкого здоровья и благополучия, оптимизма и чудесного настроения, самых ярких эмоций, оставляющих в сердце только радость и ощущение счастья.   Благодаря присущей Вам мудрости и активной гражданской позиции Вы трудитесь, отдавая все свои силы, обширные знания, богатый жизненный и профессиональный опыт на благо народа Кыргызстана, ...
21.08.2017

FINCA Банк поддержал садики на джайлоо

FINCA Банк поддержал открытие центров развития на джайлоо. Проект, реализуемый международным фондом «Инициатива Розы Отунбаевой» дает возможность детям из отдаленных регионов учиться и готовиться к школе. Благодаря этой инициативе, ребята обучаются в оборудованных юртах.    В нынешнем году наш банк помог в открытии трех садиков в разных частях страны. Это центры на джайлоо ...
21.08.2017

Более 170 маленьких кыргызстанцев дошкольного возраста получили образовательную помощь от Банка «Бай-Тушум»

Банк «Бай Тушум», начиная с 2014 года, ежегодно поддерживает благотворительный проект общественного фонда “Инициатива Розы Отунбаевой” под названием «Детские сады на джайлоо». Этот проект ставит своей целью оказания образовательной поддержки детям скотоводов, которые в летнее время находятся в горах на джайлоо. Проект предоставляет возможность детям 5-6-7 лет посещать школьные занятия и подготовиться к ...
20.08.2017

Временный поверенный в делах Европейского Союза в Кыргызстане Яап Ора посетил детские сады на жайлоо Кок-Жайык и Каркыра

14-15 августа Временный поверенный в делах Европейского Союза в Кыргызстане Яап Ора посетил с рабочей поездкой Иссык-Кульскую область. Он встретился с акимом Джети-Огузского района Калысбеком Джудеевым для ознакомления с ситуацией в районе, а также посетил детские сады на жайлоо Кок-Жайык и Каркыра, открытые Международным образовательным фондом "Инициатива Розы Отунбаевой". Детские сады получили в подарок от ...
20.08.2017

Сотрудники компании «Кумтор» посетили мобильный Центр детского развития на джайлоо

В минувшее воскресенье сотрудники «Кумтор Голд Компани» и их дети посетили мобильный центр детского развития на джайлоо Ак-Таш в Джети-Огузском районе Иссык-Кульской области. Подготовка к мероприятию началась за несколько месяцев, когда среди сотрудников компании был объявлен сбор игрушек, необходимых для проведения мастер-класса. Благодаря слаженной командной работе, кумторовцам удалось научить ребят изготовлению ...
18.08.2017

В Анталье открылся II Международный молодежный лагерь

При поддержке Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) и Министерства по делам молодежи и спорта Турции в Анталье открылся II Международный молодежный лагерь. Как отметил на церемонии открытия губернатор Антальи Мунир Караоглу, между молодыми людьми, которые в течение недели примут участие в работе лагеря, будут налажены дружба и сотрудничество. В этом году по содействии Государственного агентства по делам молодежи КР и Форума ...
15.08.2017

25 июля в КНМИИ им.Г.Айтиева открылась выставка «Дочки-матери» или искусство по наследству

Организатором выставки является Международный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» при содействии Посольства Швейцарии в Кыргызстане. Концепцию выставки выдвинула Динара Чочунбаева, международный эксперт ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию. Сама идея выставки очень интересна и актуальна, поскольку с древних времен именно матери передавали свою культуру и навыки своим детям и, в первую очередь, своим дочерям. От воспитания матери ...
13.08.2017

7-8 августа 2017 года Роза Отунбаева ознакомилась с работой Центров развития на джайлоо Иссык-Кульской области

7 августа группа во главе с экс-Президентом Розой Отунбаевой ознакомилась с работой Центра развития на джайлоо Сан-Ташского АО, Тюпского района, а также встретилась с детьми и родителями. Во время мероприятий воспитатель центра - Жаныбекова Гулмира вместе с детьми показали несколько мастер-классов по вырезанию из бумаги и ознакомила со сделанными работами детей. Кроме этого волонтер из Австрии Сабрина Шауэр показала такие игры и ...
09.08.2017

Как в одной британской школе полностью победили прогулы

Кто сказал, что школа не может быть местом, где просто хорошо? Выбор школы — проблема для всех родителей независимо от страны, в которой живёт семья. Найти просто хорошую школу не так сложно. А такую, из которой не хочется уходить, — приходится иногда искать долго. Как выглядит британская школа в Каталонии, где дети учатся с трёх лет, размышляют о проблемах расизма и по праздникам ходят (вместе с учителями!) в пижамах, рассказывает мама троих ...
08.08.2017

Школа без стресса: как голландское образование делает детей счастливыми

Школа без стресса: как голландское образование делает детей счастливыми. Никаких домашек до 10 лет, стресса перед экзаменами и право выбора всегда. Голландские школы дают ученикам комфорт, свободу и умиротворение. Это при том, что дети идут учиться уже в четыре года, а в некоторых программах нет привычных химии и физики. Зато у учеников и их родителей всегда есть выбор, чему и как именно учиться в школе. «Мы закидывали ноги на стол и курили ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

Центры развития на джайлоо - 2017

«А как у них?»

«Проекты Фонда»