Инициативы Инвестиции в будущие поколения А как у них?

27.08.2016

Восемь сингапурских экспериментов по созданию школ нового типа

Образование во всем мире находится в некотором кризисе или как минимум на этапе серьезных изменений. Такие рассуждения часто звучат в любой стране мира. Детей должны учить не знаниям, а навыкам их быстрого поиска и освоения, образование должно быть кастомизированным под индивидуальные особенности ребенка – это лишь некоторые тезисы о том, как надо менять систему обучения.

 

В Казахстане же риторика касается больше формальных вещей: нужно или не нужно ЕНТ, переходить на 12-летнюю систему или нет. При этом о концепции самого преподавания и понимании того, каким же навыкам учить первоклассников для их будущей профессиональной жизни, говорится крайне мало.

 

Не так давно, выступая с речью в Казахстане, британский министр образования Лэми подчеркнул, что профессии для 40% сегодняшних первоклашек еще даже не придуманы. Чему учить детей в условиях динамично меняющегося мира?

 

В этом плане интерес вызывает система образования в Сингапуре. Базирующееся на британских традициях, образование в этом городе-государстве имеет ряд особенностей – 35% лучших выпускников университетов идут преподавать в школу, каникулы длятся всего 11 дней, профессия учителя очень авторитетна и хорошо оплачивается.

 

Сингапурское школьное образование «заточено» на создание среды, которая мотивирует каждого школьника совершенствовать знания на протяжении всей жизни, осваивать новые технологии, развивать предпринимательский дух, уметь брать на себя ответственность перед обществом.

 

Нишевые школы


Сингапурские школьники занимают первые места в международных соревнованиях по математике и другим наукам. Сингапур один из самых продвинутых финансовых, торговых и технологичных центров мира. Связь между системой школьного образования и процветанием страны прямая.

 

Реализация программы Thinking Schools, Learning Nation, запущенная в 1997 году, позволила стране воспитать поколения открытых миру лидеров, способных работать в команде и тесно интегрировать школьное образование с экономикой страны.

 

Стратегия Thinking Schools, Learning Nation была нацелена на усиление преподавательского состава, создание автономных школ и поощрение успешных проектов. «Хорошие учителя и директора стали ядром этой программы», – говорит Хо Пенг, директор общего образования в Сингапуре.

 

К 2015 году город-государство надеется достичь своей цели – нанимать учителей только из топ-выпускников университетов, так как в Сингапуре убеждены, что качество преподавания напрямую зависит от квалификации учителей. Монополистом в педагогическом образовании является Национальный институт образования, созданный на базе Наньянгского технологического университета.

 

Институт готовит специалистов и по согласованию с министерством направляет их в сингапурские школы для работы. Согласно условиям контракта учителя обязаны проработать в школе три года, в противном случае они должны возместить государству все затраты на их обучение. Однако в реальности такие случаи встречаются редко. Стартовая зарплата преподавателя вполне конкурентоспособна и составляет около $2,5 тыс. Кроме того, государство постоянно начисляет премии и полностью оплачивает 100 часов повышения квалификации в год.

 

С педагогическим образованием можно продолжить карьеру вне школьного класса. Лучший учитель, или, как его называют, мастер-учитель, может стать ментором новых учителей или директором школы. Директор обязан быть успешным мас­тер-учителем, пройти через череду тестов и полугодовой тренинг. В этот период будущие директора ездят за границу и перенимают лучший опыт, ищут пути его применения в стране. По возвращении в страну директора делятся опытом со своими однокурсниками.

 

Преследуя идею автономных школ, в Сингапуре сформировали кластеры, каждый из которых включает в себя от 12–14 школ. Руководитель кластера – суперинтендант – одновременно выступает и наставником для директоров. Всего в стране четыре образовательных округа, в каждом из которых семь школьных кластеров. Внутри кластера, по согласованию, школы могут использовать инфраструктуру: спортивные сооружения, лаборатории и т.д.

 

Система среднего образования в Сингапуре предполагает 10-летнее школьное обучение, включая шестилетнее начальное, где дети могут обучаться по индивидуальной программе, составленной из комбинаций предметов по выбору и предметов, рекомендованных школой. Тем самым система адаптируется под нужды каждого ребенка.

 

Основной акцент Министерство образования Сингапура делает на персонализацию образования, одновременно предоставляя школьникам широкий выбор нишевых школ. На реализацию программы нишевого образования государство готово потратить $55 млн в течение следующих пяти лет. По мнению Хенг Суи Кита, министра образования Сингапура, каждая школа должна развивать ту или иную специализацию в обучении, в сфере, где школа имеет лучшие результаты. Каждое учебное заведение может выбрать собственную специализацию и обосновать реальность ее развития перед министерством. По информации ведомства, больше половины школ, а это около 190 школ, уже занимают определенную нишу. Это может быть спорт, искусство или экологическое образование.

 

Такие школы получают дополнительные бюджеты от государства в размере $150 тыс. один раз в три года. Например, отличительная особенность Edgefield Primary School в Пунголе – спортивные бальные танцы. Школьники изучают разные стили танцев от ча-ча-ча до вальса. «После получения дополнительных ресурсов школа смогла отправить на международные соревнования в 2 раза больше школьников», – говорит заведующий школой Вилли Тан.

 

Особое внимание уделяется естественным наукам, математике и языковой подготовке. Большое количество времени в школе приходится на внеклассные занятия, обычно связанные с занятиями спортом, творчеством, окружающей средой, реализацией социальных проектов.

 

Основная задача нишевого образования – выявление и развитие способностей и талантов ребенка на каждом этапе школьного образования. «Чтобы каждая школа стала хорошей школой (один из трех базовых принципов системы. – Прим. ред.), они не должны походить друг на друга. Опыт показывает, что ученики могут получить гораздо больше вне школьных стен. Это важный этап развития социально-эмоциональных навыков наших студентов», – считает Хенг Суи Кит.

 

Новейшие концептуальные подходы


Сохраняя эти базовые принципы, образовательная система Сингапура адаптируется в соответствии с вызовами нового времени и реалиями экономики страны. Учитывая IT-ориентированность нации, в 2007 году Министерство образования сов­местно с Ассоциацией технологичных компаний (Hewlett-Packard (HP), Singapore Technologies Electronics (ST Electronics), Microsoft, Singapore Telecoms (SingTel), Civica и др.) запустили проект «Школы будущего» (Future schools@Singapore), который направлен на разработку инновационных подходов к обучению. Для участия в проекте изначально были выбраны шесть школ. В настоящее время их число возросло до восьми, а к 2015 году в проекте будут участвовать уже 15 школ.

 

По словам Тан Йен Йена, управляющего директора HP в Сингапуре, в соответствии с основными тенденциями образования будущего в школах будут апробированы системы интеграции новейших технологий в учебный план, внедрены новые системы оценки, разработаны технологичные пути профессионального развития учителей, разработаны технологии обмена опытом. «Технологии помогут студентам легко получить доступ к информации, к созданию отчетов, обеспечат обратную связь друг с другом, а учителям дадут новые возможности для развития и обмена опытом», – говорит он.

 

Обучение в восьми экспериментальных школах основано на инновационных подходах к обучению. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) используют для погружения школьников в виртуальную среду. Большое внимание в образовательном процессе занимают развивающие игры, а также доработка школьного пространства для улучшения обучения.

 

Каждая из школ использует свой метод обучения. Так, основной акцент Beacon Primary School в обучении – это внедрение разнообразных цифровых пространств для обучения, направленных на создание мотиваторов для школьников. Такое обучение не предусматривает изучения строго определенных знаний. В Beacon Primary School школьники моделируют различные сценарии будущего с помощью цифрового пространства и придумывают, какой вклад они могут внести в это будущее.

 

В Crescent Girl’s используют метод расширения возможностей молодежи через личностно ориентированное обучение. Отличительная черта учебной программы – интеграция школьных предметов с индивидуальными способностями к обучению. Идея такого образования – вырастить молодежь, которая будет обладать всеми навыками, необходимыми в XXI веке.

 

Основной акцент Hwa Chong Institution делает на самообразовании в мире без границ. Цель программы – объединить технологии и новые способы обучения в образовательных целях. Это достигается путем выхода образовательного процесса за пределы школьного кампуса. Таким образом, обучение призвано разрушить границы между дисциплинами, классами, школами, странами и культурами. В образовательном процессе Jurong Secondary School использует метод, основанный на вовлечении учеников в решение реальных проблем с помощью технологий.

 

Ключевой фактор образования в School of Science and Technology (SST) заключается в создании атмосферы обучения XXI века. Для этого школа использует компьютерные сети, цифровые технологии и интерактивные медиа. Школа развивает в своих студентах критическое мышление, сотрудничество и коммуникативные навыки. Упор делается на прикладную составляющую теоретических знаний, которые получают школьники. В эту школу попасть довольно сложно – мало хорошо сдать тесты, необходимы дополнительные навыки в медиа, программировании, предпринимательстве или социальной активности.

 

Canberra Primary School фокусируется на внедрении игровых технологий в обучение. Причем школа предлагает совершенно новые подходы в этой области – это шестилетняя программа обучения, основанная на трех этапах: открытие, глобальный ученик, гармоничный ученик. Каждый этап программы сконструирован таким образом, что в расписание попадают как традиционные предметы, так и уроки для развития навыков. 

 

Nan Chiau Primary School (NCPS) дает возможность студентам взять на себя ответственность за свое обучение и внести собственные поправки в учебный процесс. Чтобы изменить учебную программу, в школе активно используются мобильные технологии. Также школа разрабатывает программу для облегчения изучения китайского языка. Ngee Ann Secondary (NAS) в рамках проекта «Школы будущего» разрабатывает новые модели использования ИКТ для оценки.

 

Планируется, что в каждой из школ будут проводиться подробные исследования о влиянии ИКТ на процесс образования и студентов на разных этапах развития. Опыт использования ИКТ в экспериментальных школах будет учитываться при разработке и внедрении новых технологий во всех школах Сингапура.

 

Думается, что этот опыт будет полезен не только сингапурским школам. Именно через такие эксперименты можно найти те новые подходы, которые жизненно необходимы для кардинальной перестройки сегодняшней школы.

 

Бахытгуль Журкабаева

http://forbes.kz/

Последние новости

20.07.2017

Визит Розы Отунбаевой в Центр развития «MonteKemin» в селе Тегирменти

18 июля группа во главе с экс-президентом Кыргызской Республики Отунбаевой Розой Исаковной совершила ознакомительную поездку в Центр развития “MonteKemin” в селе Тегирменти Кеминского района и провела мастер-классы. Центр, расположенный на окраине села у подножия гор, проводит обучение детей из числа местных жителей. Набор групп проводится каждую неделю. Особенностью центра развития “MonteKemin” является то, что он был открыт при инициативе и финансовой ...
18.07.2017

МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» представляет выставку «Дочки-матери» или Искусство по наследству

«Энесин көрүп кыз өсөт» Пресс-релиз выставки «Дочки-матери» 25 июля 2017 г. Музей ИЗО им. Г. Айтиева. Открытие в 15.00 Приглашаем посетить выставку с 25 июля по 12 августа! Международный общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» представляет выставку «Дочки-матери» или Искусство по наследству. Это концептуальная выставка о преемственности поколений в искусстве. Будет представлен весь спектр работ наиболее известных и талантливых женщин в области ...
17.07.2017

Состоялась Гостевая лекция Салтанат Чилдрес, посвященная различным аспектам семейного насилия

13 июля в офисе ПРООН состоялась Гостевая лекция Салтанат Чилдрес, доктора наук в области социальной работы, научного сотрудника Центра Демографии и ЭкологииУниверситета Висконсина в Мэдисоне, США. Тема лекции “Семейное насилие в отношении женщин в Кыргызстане: Оказание помощи в кризисных ситуациях, воздействие на здоровье и развитие семьи и меры по предотвращению и вмешательствам” В лекции участвовали: советник министра труда и социального ...
17.07.2017

Роза Отунбаева: «Один из путей преодоления бедности в любой стране - создание качественных услуг для развития детей раннего возраста»

15 июля 2017 года в городе Ош на базе Ошского государственного университета (ОшГУ) состоялся форум по продвижению и внедрению базовых стандартов раннего развития детей от рождения до 3-х лет с участием экс-президента Кыргызстана Розы Отунбаевой, регионального директора 21 представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Восточной Европе и Центральной Азии Афшан Хан, а также в форуме приняли участие Юкиэ Мокуо- глава фонда ЮНИСЕФ в Кыргызстане , первый ...
14.07.2017

Образовательный форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до трех лет пройдет в ОшГУ

15 июля 2017 года в городе Ош на базе Ошского государственного университета (ОшГУ) состоится форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет с участием экс-президента Кыргызстана Розы Отунбаевой, регионального директора 21 представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Восточной Европе и Центральной Азии Афшан Хан.   Целью форума является продвижение и внедрение базовых стандартов развития детей от 0 до 3-х ...
14.07.2017

Как сделать из своего подростка читающего подростка: шесть важных правил от мамы

Мама и организатор детских кинофестивалей Алина Волкова делится действительно полезными советами и рассуждает на важную тему. Можно ли (и надо ли) сделать ребёнка счастливым читателем, если запретить ему интернет и другие важные для него вещи.   Каждый раз, когда мне приходится контролировать списки летнего чтения моих детей, я чувствую себя путешественницей во времени, которая переносится в ближайшее будущее (здравствуй, ЕГЭ 2022!), побывала ...
13.07.2017

8 простых правил, которые помогут ребёнку научиться самостоятельно читать Отрывок из книги Эйдана Чамберса «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем»

Английский писатель Эйдан Чамберс много лет проработал школьным учителем и изучал детское чтение. Как дети учатся читать и получать от книг удовольствие, а потом осмысливают прочитанное. Чамберс написал «Расскажи» и «Пространство чтения» больше 20 лет назад. Обе книги (под одной обложкой) вышли на русском языке в издательстве «Самокат». Мы публикуем главу о времени на чтение.    Читатель читает про себя. И на чтение ему нужно время. Если ...
12.07.2017

Развитие ребенка: Как вырастить эмоционально гибкого ребенка?

«Современные родители — пожалуй, самые осведомленные и сознательные за всю историю человечества», — считает автор книги «Эмоциональная гибкость» Сьюзен Дэвид. Мы заранее планируем будущее ребенка, тщательно обдумываем выбор школы, университета, а затем и такую работу, которая, может быть, позволит ему жить достойно. Но стремясь воспитать в детях уверенность и развить их потенциал, мы чрезмерно пытаемся оградить их от любых ...
10.07.2017

Роза Отунбаева ознакомилась с работой Центров развития на джайлоо

5-7 июля группа во главе с экс-Президентом Розой Отунбаевой, Съездбеком Таштакеевым – отцом шестерых чемпионов Азии и Кыргызстана по шахматам, семикратный чемпион Кыргызстана четырнадцатилетний Руслан Таштакеев, шестилетняя чемпионка по шахматам Айжан Таштакеева и другие ознакомилась с работой трех Центров развития на джайлоо и провели там мастер-классы. В течение трех дней для детей были проведены акции по чтению вслух детям, интерактивные игры ...
05.07.2017

В столице завершилась акция «Звезды читают детям», проходившая в летних пришкольных лагерях

С 27 по 30 июня звездный десант, в составе которого были: Эрмек Нурбаев - шоумен, Жоомарт Жолдошев - президент юридической компании, Асек Казиев – детский писатель и Асылбек Жоодонбеков - детский писатель, побывал в школах города Бишкек  № 89, 42, 69, 85. Все мероприятия проекта «Звезды читают детям» направлены на актуализацию культуры чтения, привитие подрастающему поколению любви к книгам. В рамках летней акции успешные и известные личности ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

«А как у них?»

«Проекты Фонда»