Инициативы Инвестиции в будущие поколения А как у них?

30.06.2017

Школы мира: Как устроены японские школы

Почему у японских школьников нет свободного времени, зачем в классе проводить подобия саммитов и почему экзамен — одно из самых сложных событий в жизни, а объявление его результатов может довести до самоубийства?

 

Если у нас принято считать, что отправная точка процесса образования — школа, то в Японии обучение начинается уже в детском саду. Именно там ребенок получает первые важные навыки в виде основ математики и двух азбук — хирагана и катакана. В начальную школу японцы поступают в возрасте шести-семи лет, учебный год у них традиционно начинается в апреле. Японцы считают, что это лучшее время для начала нового этапа в жизни: просыпается природа, цветет сакура, пора усваивать знания. И хотя сейчас то и дело возникают предложения перенести начало учебного года на сентябрь, как в большинстве стран мира, никакого успеха они не имеют и их раз за разом отвергают.

 

Японская школа состоит из трех ступеней: начальная (Сё: Гакко:), средняя (Тю: Гакко:) и старшая (Ко: то: Гакко:). В начальной школе учатся шесть лет, в средней и старшей — по три года. Таким образом, всего 12 классов, но обязательными из них являются лишь девять. Однако 94% ребят поступают в десятый класс — это действительно очень хороший показатель. Особенно если учитывать, что в отличие от начальной и средней школы за обучение в старшей приходится платить.

 


Родной язык — древний и средневековый

 

В начальной школе действуют облегченные правила: нет домашних заданий, не нужно выполнять и сдавать серьезные работы и экзамены. Ее главная цель — дать общие знания и навыки, призванные подготовить учеников к другим, более ответственным этапам. Изучают арифметику, природоведение, социальные и гуманитарные знания, английский язык, основы труда, музыку, творчество и физкультуру. С первого класса обязателен предмет под названием Государственный язык или Родной язык (Ко: ко:) — это не только современный, но и средневековый, и древний японский. Очень строгие требования и к английскому — преподаватели следят, чтобы им владели на высоком уровне. В средней школе, кроме информатики, мировой и японской истории и естественных наук, появляются и курсы по выбору — уже можно попробовать определиться со специализацией.

 

Учатся в две смены: утреннюю или дневную. В начальной школе, как правило, не бывает больше четырех уроков в день, длящихся по 45 минут. Дальше количество учебного времени возрастает: в средней школе идет шесть занятий по 50 минут, а в старшей детям нередко приходится находиться с восьми утра до шести вечера.

 

Перемены короткие — всего по 5-10 минут, но в середине дня обязательно есть часовой перерыв, необходимый для того, чтобы школьники успели пообедать. Обычно все берут с собой закуски в bento — так называются ланч-боксы. Иногда ребята забегают в магазины, но, вообще, японцы не любят есть на ходу.

 


 

Без права на отдых

 

Японских школьников (да и студентов) называют одними из самых занятых и трудолюбивых людей в стране — у них уже в средней школе появляется огромное количество домашних и проверочных заданий. Весь учебный год делится на три семестра: первый длится с апреля по июль, второй — с сентября по декабрь и последний, соответственно, с января и до конца марта. Но все каникулы уходят на подготовку к экзаменам и написание работ. Каникулы для японцев — это время, когда можно основательно сесть за учебу. Так же проходят и выходные — за выполнением заданий, и порой нет времени даже выйти на улицу.

 

Экзамены начинаются с седьмого класса, проходят два или три раза год, и они — одни из самых серьезных сложностей в жизни каждого японца. Существуют как заключительные проверки, которые определяют, поступит ли человек в следующий класс, школу или в высшее учебное заведение, так и вступительные. Используются две системы оценивания: буквенная A-F и 100-балльная, минимальный положительный балл которой обычно 60, но иногда задаются специальные лимиты — на некоторых зачетах проходными могут стать и 90 баллов.

 

Помимо самой школы есть специальные образовательные заведения дзюку (juku) — репетиторские конторы, которые предоставляют курсы по разным предметам. Японская школа не гарантирует такого обучения, при котором ты совершенно точно успешно сдашь экзамены. Практически все посещают дзюку и до позднего вечера усердно занимаются, чтобы подтянуть свой уровень. В Японии на Новый год самый актуальный подарок для подростков 12-18 лет — купон на посещение курсов.

 

В японских школах также есть специальные кружки под названием кай (kai). После окончания учебного времени школьник обязательно участвует в какой-либо коллективной деятельности — исходя из своих предпочтений, он может выбрать спортивный, творческий или социально полезный досуг. Ученики также проводят подобия парламентов, саммитов, конференций — все для того, чтобы подготовить детей к взрослой жизни. Но в итоге у ребенка вообще нет свободного времени: утром он идет в школу, оттуда в кай, затем в дзюку. Домой он приходит поздно-поздно вечером и успевает разве что сделать заданные на дом работы и лечь спать.

 

Классные классы

 

В японских школах есть музыкальные классы, где представлены практически чудеса техники — электронные гитары, бас-гитары, барабанные установки последнего поколения. В некоторых школах находятся и звукозаписывающие студии — ребята создают целые рок-группы. Везде огромное количество спортивных площадок, бейсбольные и футбольные поля.

 

При этом если у нас в средней и в старшей школе класс закрепляется за учителем, то в Японии, наоборот, — за группой учеников. Назначаются дежурные, которые сами должны убирать помещение. В каждом классе есть староста, который отвечает за то, чтобы все поздоровались с преподавателем. Когда учитель заходит в класс, встает староста, приказом поднимает остальных, затем приказывает кланяться. Исполнив этот ритуал, все садятся на свои места, и начинается урок.

   



Дорога из красного кирпича

 

Общих учебников для всех в японских школах нет: Министерство образования дает рекомендации, но школа сама решает, в каком направлении ей двигаться и какие пособия или специальные предметы брать. Школьную форму также выбирает и утверждает конкретное учебное заведение. Обычно девушкам даже в старших классах строго запрещено распускать волосы и пользоваться декоративной косметикой, уж не говоря о пирсинге и татуировках. Часто в аниме изображают школьниц в коротких юбках — на самом деле в Японии они носят юбки ниже колен.

 

Расположены школы зачастую не так далеко от каждого в городе дома — чаще всего в 5-10 минутах ходьбы. Если речь идет о сельской местности, то идти немногим дольше. Существуют автобусы, которые забирают детей, но они не такие регулярные и обязательные, как, например, в США. Но в Японии все устроено так, чтобы можно было самостоятельно и без проблем добираться до учебного заведения — многие делают это на велосипеде. В Токио есть специальные дорожки, вымощенные красным кирпичом, где стоят знаки «Здесь идут дети» — это специальная полоса, по которой запрещено ездить.

 

Альтернативы школьному образованию

 

Образование в Японии очень дорогое — причем самыми лучшими в Японии считаются не государственные, а частные школы и вузы. Туда приглашают наиболее квалифицированных и профессиональных педагогов. Сумма оплаты зависит от того, насколько элитна школа и какое место она занимает в рейтинге. Японцы следят за такими рейтингами и стараются попасть в лучшие учебные заведения — престиж для них много значит.

 

В Японии по-прежнему есть школы под названием gakuen с раздельным для юношей и девочек обучением. Они по типу похожи на лицеи, и там особые строгие каноны, которым дети беспрекословно должны подчиняться. Колледжи в Японии — подобие школ, и туда идет небольшой процент учащихся. Некоторые поступают в профессиональные училища и колледжи уже после окончания университета. Японцы стремятся к знаниям на протяжении всей своей жизни. Правда, многие девушки не пытаются пробиться в вузы, а сразу учатся на домохозяек и готовятся к браку. В Японии это не считается дискриминацией.

 

Без права на ошибку

 

45% жителей страны и 90% городских получают высшее образование — очень достойные цифры. Бакалавриат в Японии длится четыре года, последующая за ним аспирантура — два. Чтобы попасть в университет, нужно успешно сдать сперва школьный, затем вступительный экзамены. Никаких поблажек здесь нет: даже если ты на отлично окончил школу, это не освобождает от проверки знаний при вузе. В некоторые университеты, например, Токийский университет или университет Кэйо, действительно тяжело попасть — это считается достижением всей жизни и гарантирует высокооплачиваемую работу.

 

Существуют гранты и стипендии, которые смягчают ситуацию, но бюджетных мест в японских вузах нет. Многие студенты либо уходят в академический отпуск и зарабатывают нужную сумму, либо берут кредит. У некоторых уже накопились долги за обучение в средней или в старшей школе — финансовый фактор существенно снижает возможность японцев получить высшее образование. Хотя желание учиться все так же будет у 90% выпускников школ.

 

В Японии ежегодно происходит некоторое количество самоубийств из-за того, что ученики не сдали экзамены. Это одна из проблем, с которой сталкивается Министерство образования и которую государство никак не может победить. Если человек не получает доступ в желанный университет, он считает, что его жизнь закончена. Он не сможет занять должность, на которую претендовал, хотя уже потратил уйму денег и набрал кредитов. Поэтому один из самых важных для японцев дней — когда они собираются группами вокруг табло и с нетерпением ждут появления на нем экзаменационных результатов.



 Билим АКИpress 

Последние новости

20.07.2017

Визит Розы Отунбаевой в Центр развития «MonteKemin» в селе Тегирменти

18 июля группа во главе с экс-президентом Кыргызской Республики Отунбаевой Розой Исаковной совершила ознакомительную поездку в Центр развития “MonteKemin” в селе Тегирменти Кеминского района и провела мастер-классы. Центр, расположенный на окраине села у подножия гор, проводит обучение детей из числа местных жителей. Набор групп проводится каждую неделю. Особенностью центра развития “MonteKemin” является то, что он был открыт при инициативе и финансовой ...
18.07.2017

МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» представляет выставку «Дочки-матери» или Искусство по наследству

«Энесин көрүп кыз өсөт» Пресс-релиз выставки «Дочки-матери» 25 июля 2017 г. Музей ИЗО им. Г. Айтиева. Открытие в 15.00 Приглашаем посетить выставку с 25 июля по 12 августа! Международный общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» представляет выставку «Дочки-матери» или Искусство по наследству. Это концептуальная выставка о преемственности поколений в искусстве. Будет представлен весь спектр работ наиболее известных и талантливых женщин в области ...
17.07.2017

Состоялась Гостевая лекция Салтанат Чилдрес, посвященная различным аспектам семейного насилия

13 июля в офисе ПРООН состоялась Гостевая лекция Салтанат Чилдрес, доктора наук в области социальной работы, научного сотрудника Центра Демографии и ЭкологииУниверситета Висконсина в Мэдисоне, США. Тема лекции “Семейное насилие в отношении женщин в Кыргызстане: Оказание помощи в кризисных ситуациях, воздействие на здоровье и развитие семьи и меры по предотвращению и вмешательствам” В лекции участвовали: советник министра труда и социального ...
17.07.2017

Роза Отунбаева: «Один из путей преодоления бедности в любой стране - создание качественных услуг для развития детей раннего возраста»

15 июля 2017 года в городе Ош на базе Ошского государственного университета (ОшГУ) состоялся форум по продвижению и внедрению базовых стандартов раннего развития детей от рождения до 3-х лет с участием экс-президента Кыргызстана Розы Отунбаевой, регионального директора 21 представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Восточной Европе и Центральной Азии Афшан Хан, а также в форуме приняли участие Юкиэ Мокуо- глава фонда ЮНИСЕФ в Кыргызстане , первый ...
14.07.2017

Образовательный форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до трех лет пройдет в ОшГУ

15 июля 2017 года в городе Ош на базе Ошского государственного университета (ОшГУ) состоится форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет с участием экс-президента Кыргызстана Розы Отунбаевой, регионального директора 21 представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Восточной Европе и Центральной Азии Афшан Хан.   Целью форума является продвижение и внедрение базовых стандартов развития детей от 0 до 3-х ...
14.07.2017

Как сделать из своего подростка читающего подростка: шесть важных правил от мамы

Мама и организатор детских кинофестивалей Алина Волкова делится действительно полезными советами и рассуждает на важную тему. Можно ли (и надо ли) сделать ребёнка счастливым читателем, если запретить ему интернет и другие важные для него вещи.   Каждый раз, когда мне приходится контролировать списки летнего чтения моих детей, я чувствую себя путешественницей во времени, которая переносится в ближайшее будущее (здравствуй, ЕГЭ 2022!), побывала ...
13.07.2017

8 простых правил, которые помогут ребёнку научиться самостоятельно читать Отрывок из книги Эйдана Чамберса «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем»

Английский писатель Эйдан Чамберс много лет проработал школьным учителем и изучал детское чтение. Как дети учатся читать и получать от книг удовольствие, а потом осмысливают прочитанное. Чамберс написал «Расскажи» и «Пространство чтения» больше 20 лет назад. Обе книги (под одной обложкой) вышли на русском языке в издательстве «Самокат». Мы публикуем главу о времени на чтение.    Читатель читает про себя. И на чтение ему нужно время. Если ...
12.07.2017

Развитие ребенка: Как вырастить эмоционально гибкого ребенка?

«Современные родители — пожалуй, самые осведомленные и сознательные за всю историю человечества», — считает автор книги «Эмоциональная гибкость» Сьюзен Дэвид. Мы заранее планируем будущее ребенка, тщательно обдумываем выбор школы, университета, а затем и такую работу, которая, может быть, позволит ему жить достойно. Но стремясь воспитать в детях уверенность и развить их потенциал, мы чрезмерно пытаемся оградить их от любых ...
10.07.2017

Роза Отунбаева ознакомилась с работой Центров развития на джайлоо

5-7 июля группа во главе с экс-Президентом Розой Отунбаевой, Съездбеком Таштакеевым – отцом шестерых чемпионов Азии и Кыргызстана по шахматам, семикратный чемпион Кыргызстана четырнадцатилетний Руслан Таштакеев, шестилетняя чемпионка по шахматам Айжан Таштакеева и другие ознакомилась с работой трех Центров развития на джайлоо и провели там мастер-классы. В течение трех дней для детей были проведены акции по чтению вслух детям, интерактивные игры ...
05.07.2017

В столице завершилась акция «Звезды читают детям», проходившая в летних пришкольных лагерях

С 27 по 30 июня звездный десант, в составе которого были: Эрмек Нурбаев - шоумен, Жоомарт Жолдошев - президент юридической компании, Асек Казиев – детский писатель и Асылбек Жоодонбеков - детский писатель, побывал в школах города Бишкек  № 89, 42, 69, 85. Все мероприятия проекта «Звезды читают детям» направлены на актуализацию культуры чтения, привитие подрастающему поколению любви к книгам. В рамках летней акции успешные и известные личности ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

«А как у них?»

«Проекты Фонда»