Инициативы Инвестиции в будущие поколения А как у них?

08.08.2017

Школа без стресса: как голландское образование делает детей счастливыми

Школа без стресса: как голландское образование делает детей счастливыми. Никаких домашек до 10 лет, стресса перед экзаменами и право выбора всегда.


Голландские школы дают ученикам комфорт, свободу и умиротворение. Это при том, что дети идут учиться уже в четыре года, а в некоторых программах нет привычных химии и физики. Зато у учеников и их родителей всегда есть выбор, чему и как именно учиться в школе.


«Мы закидывали ноги на стол и курили (сигареты) вместе с учителями. Было ощущение абсолютной свободы», — рассказывает голландская подружка о школьных временах. Её дочери сейчас 14, и она рада, что система поменялась. Это был период турбулентности и перегибов в образовании. Сейчас всё по-другому.


В 2013 году UNICEF признал голландских детей самыми счастливыми в мире. К сравнению, Великобритания оказалась на 16-м месте, а США — на 26-м. Уровень счастья оценивали по пяти категориям: благосостояние, здоровье и безопасность, образование, поведение и риски, дом и окружение. Одним из показателей стало желание голландских детей ходить в школу.


Daily Telegraph назвал систему голландского образования Stress-free schooling (школа без стресса). А иностранцы часто говорят, что она воспитывает «середнячков». Что же в ней особенного?


1. В Голландии почти все школы публичные и финансируются государством. Частных школ практически нет. Те немногие, которые всё-таки существуют, в основном религиозные. Но даже там у ребёнка есть право выбора. Можно пойти в иудейскую школу и оставаться католиком. Голландия — страна свободы. Когда ребёнку исполнилось три с небольшим года, родители должны подать заявку в школу. Можно подать максимум в пять школ в своем районе. Голландцы могут пытаться попасть в школу за пределами района, но шансы на успех малы. 




2. Дети идут в школу с четырёх лет. Никто не ждёт следующего академического года. Если ребёнку исполнилось четыре года 25 марта, то 26-го его уже ждут в школе. Дети 4-6 лет перемешаны в одном классе. Главная задача в это время — научить детей взаимодействовать друг с другом, договариваться, развивать моторику, подготовить к письму и чтению. Всё происходит в игровой форме. Если у ребёнка есть желание глубже изучать какие-то предметы, ему дают инструменты для самостоятельного развития. Не получается читать или писать, никто заставлять не будет. Считается, что к семи годам уровень детей выравнивается.


3. До 10 лет в голландских школах не задают домашнего задания вообще. Для голландцев важно, чтобы время после школы дети тратили на игры, поэтому до 12 лет не бывает экзаменов и тестов. Поэтому дети не боятся плохих оценок и школы. Такой подход исключает соревнования друг с другом. Суть голландской системы образования — дать ребёнку возможность получить удовольствие от процесса и раскрыть себя. Голландские родители не нанимают репетиторов, если ребенок «не тянет». Они считают, что достижения не всегда ведут к счастью, зато счастье может привести человека к достижениям; что человека и его индивидуальность ни в коем случае нельзя ломать, и ребёнку для ощущения счастья необходимо право выбора. 




4. Взрослая жизнь в Голландии наступает в 12 лет. В конце средней школы дети сдают экзамен, который предопределяет будущее развитие. На экзамене смотрят, как ребёнок сдаёт математику, понимает текст, насколько быстро может читать и знает орфографию. К этим показателям добавляется мнение учителей, так что оценка в любом случае субъективная. Например, учитель может пересмотреть результаты теста, объяснить их взволнованностью ребёнка и спецификой его характера. Родители обычно доверяют этой экспертизе и слушают советы школы. Таким образом школа определяет, как будет выглядеть учебный план конкретного ребёнка на ближайший год исходя из его потенциала в будущей профессии.


5. Есть выбор разных моделей и систем обучения в школе. Ребёнка направляют по одной из трёх систем обучения: VMBO, HAVO или VWO. Эти буквы определяют объём и глубину учебного плана. При желании семьи и возможностей ребёнка уровень можно пересматривать в сторону повышения. В то же время школа может отправить ребёнка на уровень ниже, если видит, что он не успевает. Если максимально упростить, то система выглядит так: VMBO (самый простой план) — вы окончите школу и вуз в 19 лет и будете рабочим, HAVO — окончите в 21 и станете школьным учителем, VWO — окончите в 22 и будете в перспективе профессором. 



6. 60% попадает в VMBO и учатся в школе до 16 лет. Это средняя оценка, так что особых достижений семья от ребёнка не ждёт. Именно из-за этого голландскую систему считают ориентированной на средничков. Один учитель рассказывал, что руководство школы просило его пересмотреть работы, которые не получили проходной балл с целью этот бал завысить. Так в «среднячки» попадали даже те, кто провалил год.


7. В школе обязательно учиться до 16 лет, а дальше можно посещать уроки всего два раза в неделю. В 17 лет можно пойти в гимназию, если потом хочешь поступать в университет. А если заниматься экономикой, философией или биологией надоело, стоит получить беруп. Беруп — это профессия. Например, если хочешь работать в индустрии красоты, то идёшь в колледж именно по этой профессии и получаешь именно эту специальность. Как показывает практика, те дети, которые выбирают беруп, быстрее устраиваются в жизни. А те, кто идут дальше в университет и учат шесть языков, потом сталкиваются с трудностями с поиском работы, потому что в Голландии нужны люди, которые выполняют работу руками. У этих людей всегда будет работа: слесари, строители и так далее. И у них зарплаты часто выше, чем у учителей с шестью языками.




Даже если принять версию «страны средничков», средний уровень знаний голландцев выше среднего уровня знаний в других странах. В рейтинге 200 лучших университетов мира по количеству учебных заведений Голландия стоит на третьем месте после Великобритании и США.


Голландская система образования ставит перед собой задачу выпустить людей со среднем образованием и профессией, а более амбициозным детям даёт широкий спектр выбора университетов. Голландцы признают очевидное: большинство и правда идёт работать в прикладную область. И на них держится функционирование страны. В то время как наука — очень узкая прослойка. Если посмотреть на любой класс в российской средней школе, там будет пять отличников, три двоечника и остальные перебиваются с тройки на четвёрку. Эта схема и отражает голландские VMBO, HAVO или VWO. Если у первых может не быть химии вообще, то у последних может быть три урока в неделю. Так с 12 лет становится понятно, есть ли смысл ожидать от ребёнка прорыва в области медицины или нет.


Есть мнение, что голландская система не стимулирует, задавая изначально очень низкий уровень ожиданий. Я считают, что она даёт ребёнку понимание того, что чем больше он работает в школе, тем выше его шансы. А это в первую очередь воспитывает ответственность за собственное будущее.


Фото: Flickr (Sebastiaan ter Burg)
Источник: МЕЛ

Последние новости

20.08.2017

Временный поверенный в делах Европейского Союза в Кыргызстане Яап Ора посетил детские сады на жайлоо Кок-Жайык и Каркыра

14-15 августа Временный поверенный в делах Европейского Союза в Кыргызстане Яап Ора посетил с рабочей поездкой Иссык-Кульскую область. Он встретился с акимом Джети-Огузского района Калысбеком Джудеевым для ознакомления с ситуацией в районе, а также посетил детские сады на жайлоо Кок-Жайык и Каркыра, открытые Международным образовательным фондом "Инициатива Розы Отунбаевой". Детские сады получили в подарок от ...
20.08.2017

Сотрудники компании «Кумтор» посетили мобильный Центр детского развития на джайлоо

В минувшее воскресенье сотрудники «Кумтор Голд Компани» и их дети посетили мобильный центр детского развития на джайлоо Ак-Таш в Джети-Огузском районе Иссык-Кульской области. Подготовка к мероприятию началась за несколько месяцев, когда среди сотрудников компании был объявлен сбор игрушек, необходимых для проведения мастер-класса. Благодаря слаженной командной работе, кумторовцам удалось научить ребят изготовлению ...
18.08.2017

В Анталье открылся II Международный молодежный лагерь

При поддержке Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) и Министерства по делам молодежи и спорта Турции в Анталье открылся II Международный молодежный лагерь. Как отметил на церемонии открытия губернатор Антальи Мунир Караоглу, между молодыми людьми, которые в течение недели примут участие в работе лагеря, будут налажены дружба и сотрудничество. В этом году по содействии Государственного агентства по делам молодежи КР и Форума ...
15.08.2017

25 июля в КНМИИ им.Г.Айтиева открылась выставка «Дочки-матери» или искусство по наследству

Организатором выставки является Международный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» при содействии Посольства Швейцарии в Кыргызстане. Концепцию выставки выдвинула Динара Чочунбаева, международный эксперт ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию. Сама идея выставки очень интересна и актуальна, поскольку с древних времен именно матери передавали свою культуру и навыки своим детям и, в первую очередь, своим дочерям. От воспитания матери ...
13.08.2017

7-8 августа 2017 года Роза Отунбаева ознакомилась с работой Центров развития на джайлоо Иссык-Кульской области

7 августа группа во главе с экс-Президентом Розой Отунбаевой ознакомилась с работой Центра развития на джайлоо Сан-Ташского АО, Тюпского района, а также встретилась с детьми и родителями. Во время мероприятий воспитатель центра - Жаныбекова Гулмира вместе с детьми показали несколько мастер-классов по вырезанию из бумаги и ознакомила со сделанными работами детей. Кроме этого волонтер из Австрии Сабрина Шауэр показала такие игры и ...
09.08.2017

Как в одной британской школе полностью победили прогулы

Кто сказал, что школа не может быть местом, где просто хорошо? Выбор школы — проблема для всех родителей независимо от страны, в которой живёт семья. Найти просто хорошую школу не так сложно. А такую, из которой не хочется уходить, — приходится иногда искать долго. Как выглядит британская школа в Каталонии, где дети учатся с трёх лет, размышляют о проблемах расизма и по праздникам ходят (вместе с учителями!) в пижамах, рассказывает мама троих ...
08.08.2017

Школа без стресса: как голландское образование делает детей счастливыми

Школа без стресса: как голландское образование делает детей счастливыми. Никаких домашек до 10 лет, стресса перед экзаменами и право выбора всегда. Голландские школы дают ученикам комфорт, свободу и умиротворение. Это при том, что дети идут учиться уже в четыре года, а в некоторых программах нет привычных химии и физики. Зато у учеников и их родителей всегда есть выбор, чему и как именно учиться в школе. «Мы закидывали ноги на стол и курили ...
07.08.2017

Почему ребёнка нужно учить читать и писать одновременно

Оказывается, позиция взрослых «главное, чтобы дошкольник знал все буквы и умел читать, а писать его в школе научат» — не совсем верная. Психолог и логопед проекта «Профориентация для школьников "Кем стать"» Валентина Сорока объясняет, почему так важно учить ребёнка письму и чтению параллельно.   Большинство родителей, которые приходят на консультацию логопеда, считают, что умение читать относится к устной речи, а умение писать связано с ...
05.08.2017

Дочь растет, глядя на мать

В Национальном музее искусств имени Гапара Айтиева открылась необычная выставка — «Дочки-матери, или Искусство по наследству». Оригинальность ее в том, что в экспозиции представлены работы 22 творческих семей и династий. Широко известны слова о том, что на детях гениев и талантов природа отдыхает. Но в народном искусстве кыргызов испокон веков заведено: мать обучает дочь мастерству, которым сама владеет. Сначала девочка лишь наблюдает, как работает ...
03.08.2017

Конкурс по кыргызским традиционным и интерактивным играм в Центрах развития на джайлоо

В рамках "Года нравственности, воспитания и культуры" в 2017 году в Кыргызстане, в Центрах развития на джайлоо Баткенской области и Ноокатского района Ошской области прошли соревнования по кыргызским традиционным и интерактивным играм. Конкурс проводился по следующим номинациям: • Инсценировка сказок; • Кыргызские народные игры; • Разные творческие работы по темам: дружба, взаимоуважение, добрососедство и толлерантность. Мероприятие организовано МОФ ...
03.08.2017

Назим Турдумамбетов: «Если процесс невозможно остановить, то им надо управлять!»

“Отдельно взятый человек это вселенная!”«Если процесс невозможно остановить, то им надо управлять!» Пост-релиз Гостевой лекции Н.Турдумамбетова   28 июля в 15:00 по адресу: ул.Фрунзе, 429 б, 2 этаж, Конференц зал “Экодемия” состоялась гостевая лекция исполнительного директора Philips Innovation Labs RUS – Назима Турдумамбетова по теме: «От производителя телефонов и телевизоров в лидеры высоких медицинских технологий или как три друга CSR, PR и GR помогали компании ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

Центры развития на джайлоо - 2017

«А как у них?»

«Проекты Фонда»