Инициативы Инвестиции в будущие поколения А как у них?

13.02.2017

Как готовят детей к школе во Франции

Система подготовки детей к обучению в начальной школе во Франции разительно отличается от нашей. Главным здесь считают разбудить способности ребёнка, сделать его максимально самостоятельным и интегрировать в общество. Возможно, поэтому по формальным показателям французские шестилетки кажутся менее развитыми по сравнению со своими российскими сверстниками. У них ниже скорость чтения, хуже навыки сложения и вычитания, но зато они к этому возрасту обладают теми навыками, которые нашим детям только предстоит развить. О том, как проходит день французского подготовишки, — рассказывает Татьяна Никитина.

 

В школу французских малышей отдают в три года. Но школа эта имеет приставку «Матернель» (L»école maternelle), то есть «Материнская школа», и по своим функциям примерно соответствует нашему детскому саду. После неё дети переходят в Эколь Примэр — нашу начальную школу. К этому переходу детей готовят в старшем классе (Гранд сексион — Grand section) материнской школы. Правда, дети школьниками себя считают уже с трёх лет, поэтому переход в «началку» не представляет из себя такого «светопреставления», как у нас поступление в первый класс.

 

Конкурс на должность педагога в Эколь Матернель может достигать десять человек на место. Поэтому случайных людей здесь нет: сюда приходят работать по призванию, а детей действительно любят. Сегодня в Эколь Матернель очень много преподавателей-мужчин.

 

Учителя у детей меняются ежегодно, то есть учитель специализируется на обучении детей определённой возрастной группы.

 

У преподавателей в Матернель хорошая зарплата, различные социальные льготы, а потом и очень достойная пенсию. Учителям даётся свобода учить так, как они считают нужным, главное — результат. У каждого своя методика (в рамках общих пожеланий Министерства, безусловно), свой подход, свои пособия. Все занятия, в том числе музыкальные и спортивные, ведёт один педагог. Чёткого расписания и звонков в Матернель нет — многое остаётся на усмотрение преподавателя.

 

Детей очень рано учат писать прописью, и уже с первых дней посещения Матернель они должны распознавать своё имя на шкафчиках. На их дверцах нет картинок со зверюшками и игрушками, на них написаны полные имена. С детьми в этой школе разговаривают как со взрослыми, не меняя лексику на детскую и не сюсюкая. Воспитанников называют полными именами (Мария, Александр). Дети зовут воспитателей «мэтрес» или «мэтр».

 

Кроме субботы и воскресенья, в Матернель (как, кстати, и в началке) ещё один выходной — в среду. Но у работающих родителей есть возможность в этот день отвести ребёнка в «школу выходного дня» на почасовые занятия, не имеющие отношения к общему образовательному процессу. Материнские школы обычно работают с 8.30 до 16.30. Обеденный перерыв — два часа: с 11.30 до 13.30. В это время детей забирают домой, а если нет такой возможности, передают другой структуре — гардери, которая занимается лишь присмотром и кормлением. Туда же передают детей после 16.30, если родители работают и не могут забрать их сразу после уроков.

 

GS (Grand Section) — самый старший класс в Эколь Матернель, его посещают дети 5-6 лет, после чего переходят Эколь Примэр — начальную школу.

 

День в этом классе выглядит примерно так:

 

С 8.00 до 8.30 детей приводят в школу. Пока все собираются, те, кто уже пришёл, занимаются чем хотят, например, рисуют или играют в Лего.

 

С 8.30 до 9.00 — игры, танцы, гимнастика.

 

9.00 — занятие «Фонетические игры». Например, детям предлагают вспомнить и назвать слова, начинающиеся со звука К. Задание посложнее — находить слова с одинаковыми слогами, например, «карамель — карате» или услышать в слове определённый звук. Занятие длится 15 минут, за это время дети успевают поиграть в пять-шесть фонетических игр.

 

9.15 — перекус. Каждый приносит еду из дома, но есть рекомендации школы, что лучше приносить, а что нет. Едят прямо в классе. Каждый день кто-то из детей дежурит «по еде». Дежурный выбирает себе помощника, и они вместе выполняют все необходимые действия, связанные с подготовкой к трапезе и уборкой после её окончания.

 

Кроме дежурства «по еде» есть ещё множество видов дежурства. Так, например, другой дежурный выставляет дату на специальном табло, третий считает учеников и отмечает отсутствующих, четвёртый выставляет на специальном метеотабло различные показатели погоды, а пятый — поливает цветы и так далее. Подобные «дежурства» считаются важным элементом социализации. Дети хорошо помнят, что и когда должны делать, и выполняют свои обязанности с высокой мотивацией.

 

В 9.30 класс отправляется в ателье. Так здесь называют мастерские, где дети занимаются разного рода ручным трудом: рисуют, лепят из пластилина, теста или папье-маше. Чем именно детишки будут заниматься в ателье, во многом зависит от фантазии преподавателя: дети могут испечь печенье, сделать икебану — главное, все действия объединены выбранной темой дня.

 

Преподаватель следит, чтобы вид труда в ателье для каждого ребёнка ежедневно менялся. Работы каждого подписываются и подшиваются в специальные папки. Каждый триместр родителям отдают папку, где день за днём сложены все работы их детей: раскраски, рисунки, вырезание, письмо, счёт и так далее.

 

После занятия в ателье — перемена, рекреасьон (фр. recreation), которая длится 30-40 минут. Но на перемене дети не предоставлены сами себе. Учитель предлагает ученикам поиграть в разные командные игры на улице или в помещении. Можно покататься на велосипеде, самокате.

 

В 10.45-10.50 — урок музыки, который ведёт тот же самый учитель. Часто и урок музыки связан с темой дня. В некотором смысле получается проектная работа каждый день.

 

В 11.15-11.30 — конец первой половины дня. Детей забирают родители. Или же они идут со специальным человеком в кантин — аналог столовой. Меню на каждый день заранее известно родителям, чтобы они могли согласовывать с ним домашний рацион.

 

В 13.20 дети возвращаются в школу. В 14.00 — чтение. Чаще читает преподаватель, а дети следят за текстом по таким же, как у него, книгам, рассматривают картинки, выполняют задания. Все напоминает игру. Много времени в Матернель уделяют «чтению» не книжной, а бытовой информации. Например, детей учат понимать, что написано на билетах, афишах, рекламах, объявлениях и плакатах. Здесь считают важным, чтобы дети научились различать тип информации (отличать книгу от журнала, билет от афиши, открытку от флаера).

 

Больше всего детям нравится читать то, что они сами приносят из дома. Это могут не только детские книжки, но и афиши, буклеты — всё что угодно. Занятие длится не больше 20 минут, а цель — не столько обучить ребёнка читать, сколько научить пользоваться информацией, осознать важность чтения и как с помощью этого навыка добывать нужные сведения.

 

14.20 — урок математики в классе и его продолжение в ателье. На занятиях математикой в Гран сексион детей в основном учат пересчитывать предметы (в идеале до 30 предметов). Учиться складывать и вычитать — задача следующего этапа обучения. Второй важный аспект занятий «математикой» — понимание временной шкалы (вчера, сегодня, завтра… зимой, летом, весной). Считается, что к начальной школе все детишки должны ориентироваться в хронологии как минимум в рамках года. Много времени уделяют пространственным отношениям: сверху, снизу, слева, справа, под, над и так далее. Всё это только в реальных ситуациях и в играх.

 

В 15.15 — ещё одна переменка, а в 16.00 — научные активити. Научные познания происходят в двух направлениях: познание живого и неживого мира. Все занятия сопровождаются простыми, но занимательными экспериментами.

 

В познании живого мира много внимания уделяется телу человека, растениям, насекомым, домашним животным — то есть в первую очередь тому, что на самом деле можно увидеть и потрогать.

 

Во время активити, связанных с познанием неживого мира, дети знакомятся с характеристиками различных материалов, учатся сравнивать вес, объём. Детям обязательно дают попробовать проделать часть опытов и экспериментов самостоятельно. Эксперименты могут касаться даже устройства Солнечной системы, электричества, простейших законов физики и химии. А ещё в рамках научных активити проходят кулинарный уроки. Правила приготовления пищи, принципы сочетаемости продуктов — всё это ребята усваивают на наглядных примерах.

 

Французы — люди очень «послушные». Они стараются соблюдать все правила, нормы и предписания и считают необходимым воспитывать законопослушных граждан с раннего детства. Поэтому детей учат соблюдать порядки и правила поведения не только в стенах школы. Отличный способ научиться всему этому — вылазки-экскурсии всем классом в самые разные места. Их проводят около десяти раз в году. Большинство выходов в течение года объединены какой-то одной общей темой — и это тоже отличный фундамент для проектной деятельности в школе. Например, тема «Вода». Преподаватель и его подопечные изучают воду в самых разных её проявлениях, а также заодно всё, что имеет даже косвенное отношение к воде: пруд, большое озеро, плотина, фонтан и даже рыбалку. Да-да! Дети ходят на настоящую рыбалку, где каждый малыш вытаскивает свою рыбёшку.

 

С момента поступления в Матернель дети заводят дневник, где преподаватель регулярно фиксирует приобретаемые ими навыки и умения. Здесь расписано более 300 различных компетенций ученика. Задача учителя — наблюдать за подопечными и фиксировать эволюцию развития компетенций. Родители всегда могут посмотреть, как обстоят дела у ребёнка, обсудить с учителем, что вызывает трудности. Дневник компетенций передаётся в следующий класс, и новый преподаватель, заглянув в него, без труда поймёт сильные и слабые стороны каждого ученика.

 

По окончании Эколь Матернель преподаватель заполняет в дневнике особую страничку, где указаны самые важные компетенции, необходимые для дальнейшей учёбы. Здесь он укажет и уровень их сформированности:

 

1. Выполняет успешно самостоятельно (успехи регулярные и стабильные)

 

2. Выполняет с помощью (успехи частичные или нерегулярные)

 

3. Пока не удаётся (не получается даже с подсказкой)


В последней формулировке — «пока не удаётся» — нет штампа или укора «не может». Наоборот, акцент делается на том, что всё можно будет наверстать и никакой трагедии нет. Но если у кого-то нужные компетенции ещё не будут сформированы, никакой трагедии, опять же, не будет, и в начальную школу детей всё равно примут. Овладеть недостающими навыками ребята смогут за первый год обучения в Эколь Примэр.

Источник: МЕЛ

Последние новости

27.04.2017

«Здоровый образ жизни». В Бишкеке пройдет Фестиваль образования

28 и 29 апреля в столице пройдет V Фестиваль образования на тему "Здоровый образ жизни". Фестиваль проводится Международным общественным фондом "Инициатива Розы Отунбаевой" совместно с мэрией Бишкека и Кыргызской государственной академией физической культуры и спорта (КГАФКиС) при поддержке международных, государственных, частных, общественных и молодежных организаций.   В первый день фестиваля, 28 апреля, столичные школьники пройдут по ...
27.04.2017

V Фестиваль образования пройдет в Бишкеке 28 и 29 апреля. Тема этого года - «Здоровый образ жизни»

В столице 28 и 29 апреля пройдет пятый Фестиваль образования на тему «Здоровый образ жизни». Фестиваль проводится Международным общественным фондом «Инициатива Розы Отунбаевой» совместно с мэрией Бишкека и Академией физкультуры и спорта. Как сообщают организаторы, в первый день фестиваля 28 апреля столичные школьники пройдут по экскурсионным маршрутам и познакомятся с Физкультурной академией. Ожидаются встречи с известными ...
27.04.2017

СМИ о нас: Юбилейный «Фестиваль образования» откроется в Бишкеке 28 апреля

Юбилейный «Фестиваль образования» стартует завтра в Бишкеке. Ежегодная акция будет проходить в пятый раз подряд.   Традиционно фестиваль продлится два дня. В этом году он посвящен популяризации здорового образа жизни, поэтому первый день пройдет в Государственной академии физкультуры и спорта – единственном вузе этого профиля в нашей стране. Школьников-участников фестиваля в академии ждут ...
27.04.2017

Отчет МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» о проделанной работе за 2016 год

Уже в течение пяти лет МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» инициирует и реализует проекты по четырем основным направлениям: «Инвестирование в будущие поколения», «Устойчивый социальный рост», «Демократическое управление», «Разнообразие и культура, как доступ к мировым ценностям».  Все проекты Фонда направлены и способствуют поддержке и развитию образовательного сектора, в том числе в области раннего детского развития и образования, улучшения школьного ...
26.04.2017

Плодовый сад - возможность улучшить школьное питание детей!

В апреле месяце 2017 года в 8 школах Чуйской области, 5 школах Иссык-Кульской области и в 2 школах Таласской области проходит уже вторая весенняя посадка плодовых деревьев, целью которой  является развитие пришкольных фруктовых садов и поддержка школ в формировании условий для постепенного перехода на горячее питание.Данная инициатива была выдвинута Международным общественным фондом “Инициатива Розы Отунбаевой” в 2016 году и поддержана ...
26.04.2017

Спасибо спонсорам за то, что они с нами!

Сегодня мы представляем Вам наших постоянных и новых спонсоров, откликнувшихся на предложение поддержать Пятый Фестиваль образования, направленный на популяризацию здорового образа жизни. Реализация столь значимого в социальном, воспитательном и культурном плане проекта была бы невозможной без их участия.  Спасибо верным спонсорам, которые с нами уже несколько лет: Генеральны спонсор - Фонд Кристенсена является частным ...
26.04.2017

Встречайте - «Балерина»!

Дорогие друзья!   МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» с радостью сообщает, что 3 мая в 13-00 в Бишкекском Хореографическом Училище им. Чолпонбека Базарбаева состоится презентация новой детской книги «Балерина»! «Балерина» - книга не только для тех девочек и мальчиков, которые любят танцевать, мечтают о балете и сцене, но и для всех ребят, которые хотят узнать больше о своей родине, ее замечательных и талантливых людях, о труде и упорстве, о том, как труден, ...
25.04.2017

Потенциал Баткенской области в туристической сфере очень высок

21 апреля 2017 года в г.Баткен в рамках проекта «Мекендештер» состоялась конференция на тему: «Сельские гостевые дома, как перспективное направление развитие туризма в в Баткенской области: состояние и возможности”, организованная Международным общественным фондом «Инициатива Розы Отунбаевой» при поддержке МОМ КР и Швейцарского Бюро по международному сотрудничеству в партнерстве с Министерством культуры, туризма и информации КР. В работе ...
25.04.2017

Кендирбаева: кружки и спортивные секции помогают не попасть в секты

Директор фонда "Инициатива Розы Отунбаевой" Догдуркуль Кендирбаева рассказала, чему посвящен ежегодный Фестиваль образования, который будет проводиться уже в пятый раз.   В интервью Sputnik Кыргызстан она отметила, что мероприятие уникально по своему формату. Это не только ярмарка образовательных услуг, но и площадка, где профессионалы могут поделиться опытом в сфере детского и школьного образования. А для детей это еще и яркий, большой праздник, ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

«А как у них?»

«Проекты Фонда»