Инициативы Инвестиции в будущие поколения А как у них?

13.09.2016

7 особенностей вальдорфской системы образования

Неторопливый подход к образованию, индивидуальный план и полный отказ от гаджетов «Летидор» рассказывает об особенностях вальдорфской методики, которая все больше привлекает современных родителей.


На данный момент ее используют более 900 независимых школ (в России – преимущественно частных) в 60 странах мира. Вальдорфские школы закончили дети Харрисона Форда, Клинта Иствуда, Михаила Барышникова и других голливудских знаменитостей.


Развитие способностей, заложенных природой


Основатель системы – Рудольф Штайнер, австрийский ученый философ, был очень заинтересован в духовном совершенствовании человека. Он считал, что неправильно культивировать в ребенке только потребность к знаниям. Важно – развивать все способности, заложенные в нем от природы.


В вальдорфской системе считается, что на начальном этапе образования специализация детям не нужна. Учителя, руководствуясь принципом «жизнь долгая, в ней может многое пригодиться» развивают в ребенке те, качества которых ему не хватает. А уже потом, в средней и старшей школе, дети постепенно углубляются в дисциплины, к которым у них появляется склонность.


С 1 по 8 класс учеников сопровождает один учитель. Он курирует каждого школьника, ведет его и помогает ребенку разобраться в собственных интересах.


Образование должно быть свободным


Штайнер при формировании первой школы сказал, что в ней не должно быть никаких разграничений детей по уровню знаний (а также по любым другим признакам), никаких списков, экзаменов, домашних заданий – особенно в качестве наказаний за плохую успеваемость. И самого понятия плохая успеваемость тоже быть не должно.


Школа – это то место, где встречаются люди, чтобы делиться опытом и знаниями, а не обмениваться характеристиками в адрес друг друга. Важная задача школы – научить детей взаимодействовать друг с другом. Поэтому здесь часто проводятся мероприятия, которые ученики готовят все вместе. Например, фестивали или спектакли.


Постижение мира через собственный опыт


Вальдорфская школа выступает за деятельностный подход к образованию. Человек, взаимодействуя с миром, как бы выстраивает самого себя.


Начиная с 1 класса, дети читают стихи, поют песни, рисуют, лепят, занимаются рукоделием и домоводством, позже – ремеслом (работа с древом или с металлом). Ребенок постигает мир через творчество. При том, это совсем не означает, что после выпуска из школы он станет архитектором, художником или скульптором.


Через творчество ребенок учится понимать и чувствовать красоту этого мира. Начиная с тетрадок, которые в вальдорфской школе больше напоминают альбомы для рисования (формат А3, листы не линованы), где он учится красиво обживать пространство листа, заканчивая школьным помещением, которое дети обустраивают наравне со взрослыми.


Уважение индивидуального развития


В основе вальдорфского образования – уважение ребенка на всех стадиях развития. Учебный план составляется таким образом, чтобы учесть особенности каждого ребенка. Учитывается не только темп, в котором ребенку комфортно продвигаться по учебе, но и те способы, которыми ученик постигает программу. Он может зарисовать что-то, записать или проговорить. Учителю важно, чтобы ребенок нашел наиболее удобный способ усваивать информацию. Это поможет ему отделять зерна от плевел, запоминать то, что ему действительно интересно.


Вальдорфское образование подходит детям с разными особенностями развития, например, с дислексией. В начальной школе дети много рисуют, играют, на математике и развитии речи много делают вслух. Считается совершенно нормальным, что один ребенок в школе может научиться читать в 1-м классе, а другой – только в 4-м.


Поликультурный подход к образованию


С первого класса учебный план для всех школьников включает изучение двух иностранных языков (в России, это, как правило, немецкий и английский). Кроме того, учебная программа интегрирует изучение религий и культур.


Весь год дети читают сказки, басни, легенды – знакомятся с обычаями и традициями разных народов. По мотивам этих уроков в школах устраивают праздники, и таким образом поддерживают поликультурный подход к образованию. Дети учатся уважать людей всех рас и национальностей.


Использование эвритмии в процессе обучения


По словам Штайнера, каждый звук речи или музыки можно интерпретировать с помощью жеста и движения тела. Это называется эвритмией. Она развивает чувство гармонии и равновесия. С помощью эвритмии дети учатся читать и писать. Например, изучая букву «о», малыши образуют ее ладонями и одновременно поизносят звук «о». Школьники пропевают звуки «М» и «Т» и рисуют соответствующие буквы, которые превращаются на картинке в горы и деревья. Так они готовят свою руку к письму.


Ритм является важным компонентом всех этих видов деятельности в школе. Ритм (т.е. порядок или образец во времени) пронизывает весь день, а также учебный год, который разворачивается вокруг празднования тематических фестивалей.


Кроме эвритмии, в школе есть ботмеровская гимнастика. Ее цель – поддерживать физическое и духовное воспитание ребенка в соответствии с его возрастными особенностями. Под музыку дети выполняют разные упражнения, выстраивают в пространстве фигуры и линии – учатся осознанному управлению своим телом.


Отказ от современных технологий


Одна из характерных особенностей вальдорфской системы – ведение уроков без использования современных технологий.


Почему, вальдорфская педагогика не приемлет использование аудио- и видео-проигрывателей телевидения и гаджетов рассказывает учитель вальдорфской школы «Росток», Кутейникова Галина Константиновна:


«Душевное пространство ребенка должно быть свободно от стереотипов поп-культуры, мультяшных образов, чтобы ему было проще познавать мир. Когда мы говорим о кошке, у детей не должна выскакивать картинка кота в сапогах из «Шрека», у которого нет ничего общего с настоящим котом. Когда голова забита готовыми картинками и образами, ребенку сложно понять настоящую природу этого животного. И это затрудняет процесс здорового образования.


Родители, которые приводят детей в нашу школу, хотят, в первую очередь, чтобы их дети были здоровы. Не только в физическом смысле, но и душевно. Чтобы они смогли вырасти мыслящими и свободными людьми. А чтобы это свободное мышление случилось, нужно оградить детей от всего, что сильно вторгается в их психику и разрушает ее.


На уроках до старшей школы мы не используем никакие медиа-устройства. Даже проектор. Мы считаем, что ребенку важно наблюдать за процессом рождения. Наши учителя сами рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах. Ребенку свойственно подражать, и он будет следовать примеру учителей и родителей.


Мы начинаем использовать аудио- и видео- материалы не раньше 8 класса. К этому времени школьники созревают психически и физически, их сознание уже сложно «замылить» готовыми образами. И медиа не навредит им так сильно, как в начальной школе. С 8 класса у нас начинается информатика: дети учатся использовать компьютер и Интернет в качестве инструмента, источника информации.


Дома мы также не рекомендуем включать детям телевизор или давать телефон. Часто родители так поступают, чтобы отвлечь ребенка. Это приводит к тому, что он не может самостоятельно придумать себе дело… И зачем ему дело, когда всегда можно включить компьютерную игру или фильм?»

Ольга Гаврилова

"Летидор"

Последние новости

18.08.2017

В Анталье открылся II Международный молодежный лагерь

При поддержке Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) и Министерства по делам молодежи и спорта Турции в Анталье открылся II Международный молодежный лагерь. Как отметил на церемонии открытия губернатор Антальи Мунир Караоглу, между молодыми людьми, которые в течение недели примут участие в работе лагеря, будут налажены дружба и сотрудничество. В этом году по содействии Государственного агентства по делам молодежи КР и Форума ...
15.08.2017

25 июля в КНМИИ им.Г.Айтиева открылась выставка «Дочки-матери» или искусство по наследству

Организатором выставки является Международный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» при содействии Посольства Швейцарии в Кыргызстане. Концепцию выставки выдвинула Динара Чочунбаева, международный эксперт ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию. Сама идея выставки очень интересна и актуальна, поскольку с древних времен именно матери передавали свою культуру и навыки своим детям и, в первую очередь, своим дочерям. От воспитания матери ...
13.08.2017

7-8 августа 2017 года Роза Отунбаева ознакомилась с работой Центров развития на джайлоо Иссык-Кульской области

7 августа группа во главе с экс-Президентом Розой Отунбаевой ознакомилась с работой Центра развития на джайлоо Сан-Ташского АО, Тюпского района, а также встретилась с детьми и родителями. Во время мероприятий воспитатель центра - Жаныбекова Гулмира вместе с детьми показали несколько мастер-классов по вырезанию из бумаги и ознакомила со сделанными работами детей. Кроме этого волонтер из Австрии Сабрина Шауэр показала такие игры и ...
09.08.2017

Как в одной британской школе полностью победили прогулы

Кто сказал, что школа не может быть местом, где просто хорошо? Выбор школы — проблема для всех родителей независимо от страны, в которой живёт семья. Найти просто хорошую школу не так сложно. А такую, из которой не хочется уходить, — приходится иногда искать долго. Как выглядит британская школа в Каталонии, где дети учатся с трёх лет, размышляют о проблемах расизма и по праздникам ходят (вместе с учителями!) в пижамах, рассказывает мама троих ...
08.08.2017

Школа без стресса: как голландское образование делает детей счастливыми

Школа без стресса: как голландское образование делает детей счастливыми. Никаких домашек до 10 лет, стресса перед экзаменами и право выбора всегда. Голландские школы дают ученикам комфорт, свободу и умиротворение. Это при том, что дети идут учиться уже в четыре года, а в некоторых программах нет привычных химии и физики. Зато у учеников и их родителей всегда есть выбор, чему и как именно учиться в школе. «Мы закидывали ноги на стол и курили ...
07.08.2017

Почему ребёнка нужно учить читать и писать одновременно

Оказывается, позиция взрослых «главное, чтобы дошкольник знал все буквы и умел читать, а писать его в школе научат» — не совсем верная. Психолог и логопед проекта «Профориентация для школьников "Кем стать"» Валентина Сорока объясняет, почему так важно учить ребёнка письму и чтению параллельно.   Большинство родителей, которые приходят на консультацию логопеда, считают, что умение читать относится к устной речи, а умение писать связано с ...
05.08.2017

Дочь растет, глядя на мать

В Национальном музее искусств имени Гапара Айтиева открылась необычная выставка — «Дочки-матери, или Искусство по наследству». Оригинальность ее в том, что в экспозиции представлены работы 22 творческих семей и династий. Широко известны слова о том, что на детях гениев и талантов природа отдыхает. Но в народном искусстве кыргызов испокон веков заведено: мать обучает дочь мастерству, которым сама владеет. Сначала девочка лишь наблюдает, как работает ...
03.08.2017

Конкурс по кыргызским традиционным и интерактивным играм в Центрах развития на джайлоо

В рамках "Года нравственности, воспитания и культуры" в 2017 году в Кыргызстане, в Центрах развития на джайлоо Баткенской области и Ноокатского района Ошской области прошли соревнования по кыргызским традиционным и интерактивным играм. Конкурс проводился по следующим номинациям: • Инсценировка сказок; • Кыргызские народные игры; • Разные творческие работы по темам: дружба, взаимоуважение, добрососедство и толлерантность. Мероприятие организовано МОФ ...
03.08.2017

Назим Турдумамбетов: «Если процесс невозможно остановить, то им надо управлять!»

“Отдельно взятый человек это вселенная!”«Если процесс невозможно остановить, то им надо управлять!» Пост-релиз Гостевой лекции Н.Турдумамбетова   28 июля в 15:00 по адресу: ул.Фрунзе, 429 б, 2 этаж, Конференц зал “Экодемия” состоялась гостевая лекция исполнительного директора Philips Innovation Labs RUS – Назима Турдумамбетова по теме: «От производителя телефонов и телевизоров в лидеры высоких медицинских технологий или как три друга CSR, PR и GR помогали компании ...
02.08.2017

Радиопрограмма «Гений»: Как помочь ребенку добиться успеха

Все родители хотят, чтобы их дети были успешными в жизни, и рано или поздно, задаются вопросом, как же воспитать из своего малыша успешного человека? Как помочь ему реализовать себя в будущем? В своих мечтах родители видят своего ребенка известным музыкантом, писателем, изобретателем или спортсменом. И соответственно родители задаются вопросом: что нужно сделать, чтобы воспитать успешного ребенка?Чем отличаются успешные родители от обычных? Какие ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

Центры развития на джайлоо - 2017

«А как у них?»

«Проекты Фонда»