Инициативы Инвестиции в будущие поколения А как у них?

13.09.2016

7 особенностей вальдорфской системы образования

Неторопливый подход к образованию, индивидуальный план и полный отказ от гаджетов «Летидор» рассказывает об особенностях вальдорфской методики, которая все больше привлекает современных родителей.


На данный момент ее используют более 900 независимых школ (в России – преимущественно частных) в 60 странах мира. Вальдорфские школы закончили дети Харрисона Форда, Клинта Иствуда, Михаила Барышникова и других голливудских знаменитостей.


Развитие способностей, заложенных природой


Основатель системы – Рудольф Штайнер, австрийский ученый философ, был очень заинтересован в духовном совершенствовании человека. Он считал, что неправильно культивировать в ребенке только потребность к знаниям. Важно – развивать все способности, заложенные в нем от природы.


В вальдорфской системе считается, что на начальном этапе образования специализация детям не нужна. Учителя, руководствуясь принципом «жизнь долгая, в ней может многое пригодиться» развивают в ребенке те, качества которых ему не хватает. А уже потом, в средней и старшей школе, дети постепенно углубляются в дисциплины, к которым у них появляется склонность.


С 1 по 8 класс учеников сопровождает один учитель. Он курирует каждого школьника, ведет его и помогает ребенку разобраться в собственных интересах.


Образование должно быть свободным


Штайнер при формировании первой школы сказал, что в ней не должно быть никаких разграничений детей по уровню знаний (а также по любым другим признакам), никаких списков, экзаменов, домашних заданий – особенно в качестве наказаний за плохую успеваемость. И самого понятия плохая успеваемость тоже быть не должно.


Школа – это то место, где встречаются люди, чтобы делиться опытом и знаниями, а не обмениваться характеристиками в адрес друг друга. Важная задача школы – научить детей взаимодействовать друг с другом. Поэтому здесь часто проводятся мероприятия, которые ученики готовят все вместе. Например, фестивали или спектакли.


Постижение мира через собственный опыт


Вальдорфская школа выступает за деятельностный подход к образованию. Человек, взаимодействуя с миром, как бы выстраивает самого себя.


Начиная с 1 класса, дети читают стихи, поют песни, рисуют, лепят, занимаются рукоделием и домоводством, позже – ремеслом (работа с древом или с металлом). Ребенок постигает мир через творчество. При том, это совсем не означает, что после выпуска из школы он станет архитектором, художником или скульптором.


Через творчество ребенок учится понимать и чувствовать красоту этого мира. Начиная с тетрадок, которые в вальдорфской школе больше напоминают альбомы для рисования (формат А3, листы не линованы), где он учится красиво обживать пространство листа, заканчивая школьным помещением, которое дети обустраивают наравне со взрослыми.


Уважение индивидуального развития


В основе вальдорфского образования – уважение ребенка на всех стадиях развития. Учебный план составляется таким образом, чтобы учесть особенности каждого ребенка. Учитывается не только темп, в котором ребенку комфортно продвигаться по учебе, но и те способы, которыми ученик постигает программу. Он может зарисовать что-то, записать или проговорить. Учителю важно, чтобы ребенок нашел наиболее удобный способ усваивать информацию. Это поможет ему отделять зерна от плевел, запоминать то, что ему действительно интересно.


Вальдорфское образование подходит детям с разными особенностями развития, например, с дислексией. В начальной школе дети много рисуют, играют, на математике и развитии речи много делают вслух. Считается совершенно нормальным, что один ребенок в школе может научиться читать в 1-м классе, а другой – только в 4-м.


Поликультурный подход к образованию


С первого класса учебный план для всех школьников включает изучение двух иностранных языков (в России, это, как правило, немецкий и английский). Кроме того, учебная программа интегрирует изучение религий и культур.


Весь год дети читают сказки, басни, легенды – знакомятся с обычаями и традициями разных народов. По мотивам этих уроков в школах устраивают праздники, и таким образом поддерживают поликультурный подход к образованию. Дети учатся уважать людей всех рас и национальностей.


Использование эвритмии в процессе обучения


По словам Штайнера, каждый звук речи или музыки можно интерпретировать с помощью жеста и движения тела. Это называется эвритмией. Она развивает чувство гармонии и равновесия. С помощью эвритмии дети учатся читать и писать. Например, изучая букву «о», малыши образуют ее ладонями и одновременно поизносят звук «о». Школьники пропевают звуки «М» и «Т» и рисуют соответствующие буквы, которые превращаются на картинке в горы и деревья. Так они готовят свою руку к письму.


Ритм является важным компонентом всех этих видов деятельности в школе. Ритм (т.е. порядок или образец во времени) пронизывает весь день, а также учебный год, который разворачивается вокруг празднования тематических фестивалей.


Кроме эвритмии, в школе есть ботмеровская гимнастика. Ее цель – поддерживать физическое и духовное воспитание ребенка в соответствии с его возрастными особенностями. Под музыку дети выполняют разные упражнения, выстраивают в пространстве фигуры и линии – учатся осознанному управлению своим телом.


Отказ от современных технологий


Одна из характерных особенностей вальдорфской системы – ведение уроков без использования современных технологий.


Почему, вальдорфская педагогика не приемлет использование аудио- и видео-проигрывателей телевидения и гаджетов рассказывает учитель вальдорфской школы «Росток», Кутейникова Галина Константиновна:


«Душевное пространство ребенка должно быть свободно от стереотипов поп-культуры, мультяшных образов, чтобы ему было проще познавать мир. Когда мы говорим о кошке, у детей не должна выскакивать картинка кота в сапогах из «Шрека», у которого нет ничего общего с настоящим котом. Когда голова забита готовыми картинками и образами, ребенку сложно понять настоящую природу этого животного. И это затрудняет процесс здорового образования.


Родители, которые приводят детей в нашу школу, хотят, в первую очередь, чтобы их дети были здоровы. Не только в физическом смысле, но и душевно. Чтобы они смогли вырасти мыслящими и свободными людьми. А чтобы это свободное мышление случилось, нужно оградить детей от всего, что сильно вторгается в их психику и разрушает ее.


На уроках до старшей школы мы не используем никакие медиа-устройства. Даже проектор. Мы считаем, что ребенку важно наблюдать за процессом рождения. Наши учителя сами рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах. Ребенку свойственно подражать, и он будет следовать примеру учителей и родителей.


Мы начинаем использовать аудио- и видео- материалы не раньше 8 класса. К этому времени школьники созревают психически и физически, их сознание уже сложно «замылить» готовыми образами. И медиа не навредит им так сильно, как в начальной школе. С 8 класса у нас начинается информатика: дети учатся использовать компьютер и Интернет в качестве инструмента, источника информации.


Дома мы также не рекомендуем включать детям телевизор или давать телефон. Часто родители так поступают, чтобы отвлечь ребенка. Это приводит к тому, что он не может самостоятельно придумать себе дело… И зачем ему дело, когда всегда можно включить компьютерную игру или фильм?»

Ольга Гаврилова

"Летидор"

Последние новости

27.06.2017

Увлекательные эко-мероприятия для воспитанников пришкольных лагерей

С приходом лета, Караван знаний по экологии, который в течение учебного года посетил 14 школ и более 1600 детей г.Бишкек, переместился в летние пришкольные лагеря.   В период с 12 по 16 июня, в пришкольных лагерях № 94, 42, 27, 32 и 88 были проведены эко-уроки и показаны презентации по экологии, включая обсуждение "Правил юного Бишкекчанина", мультфильм "Человек и мусор" и социальные ролики по бережному отношению к окружающей среде, созданные в рамках эко-проекта "Думай ...
27.06.2017

В столице презентовали киноальбом «Сила хрупкости и жесткость искусства», посвященный женщинам-кинематографистам Кыргызстана

В Доме кино имени Чынгыза Айтматова 23 июня состоялась презентация киноальбома «Сила хрупкости и жесткость искусства», посвященная женщинам-кинематографистам Кыргызстана.   Книга издана международным фондом «Инициатива Розы Отунбаевой» при поддержке посольства Швейцарии.   Книга написана кинокритиком Гулбарой Толомушевой, чтобы ознакомить читателей с талантливой плеядой женщин в кыргызском кино, поощрить и открыть горизонты девушкам, ...
24.06.2017

20 героинь книги о женщинах в кино Кыргызстана

23 июня 2017 года в Доме кино состоялась презентация киноальбома - "Сила хрупкости и жесткость искусства. Женщины в кино Кыргызстана" изданной фондом "Инициатива Розы Отунбаевой" при поддержке посольства Швейцарии в Кыргызской Республике. Презентацию открыла заместитель директора Департамента кинематографии Гульмира Керимова, которая предоставила слово экс-президенту КР, автору идеи Розе Исаковне Отунбаевой. Презентацию посетил Чрезвычайный и ...
24.06.2017

Роза Отунбаева рассказала о женщинах в кино Кыргызстана

В Бишкеке состоялась презентация книги «Женщины в кино Кыргызстана». На встречу с автором Гульбарой Толомушевой пришли звезды шоу-бизнеса. Женщины - режиссеры, сценаристы, критики - главные героини этого труда. На страницах жизнь и творчество известных мастеров, таких как Динара Асанова, Лиля Турусбекова, Клара Юсупжанова и молодых талантов. Инициатор и создатель книги - фонд «Инициативы Розы Отунбаевой». «Наши девушки берутся за это кино. Своим ...
23.06.2017

Представительство Европейского Союза в КР передало «Центрам развития на джайлоо» детские книги и энциклопедии

Представительство Европейского Союза в Кыргызской Республике передало «Центрам развития на джайлоо» познавательные, иллюстрированные детские книги и энциклопедий на сумму 73 050 сом в количестве 144 штуки.Список книг. 1. Все о динозаврах Илл.энциклопедия /Владис/ 2. Детская энц./Владис/ Вселенная и планета Земля 3. Детская энциклопедия /РОСМЭН/ (бол.) Доисторический мир 4. Детская энциклопедия /РОСМЭН/ (бол.) Животные 5. Детская энциклопедия /РОСМЭН/ (бол.) ...
23.06.2017

ТИКА второй год подряд оказывает поддержку «Центрам развития на джайлоо» в приобретении обучающих материалов

Турецкое управление по сотрудничеству и развитию при Аппарате Премьер-министра Республики Турция (ТИКА, Бишкекский офис) второй год подряд оказывает поддержку “Центрам развития на джайлоо” в приобретении книг и канцелярских товаров. В этом году ТИКА оказала поддержку на сумму 970 000 сомов. На эти средства 55 Центров развития на джайлоо по всей Республике будут обеспечены игрушками и канцелярскими принадлежностями. Официальное вручение состоялась 22 ...
23.06.2017

Завершены тренинги для воспитателей, представителей пастбищных комитетов и организаторов «Центров развития на джайлоо - 2017» во всех областях страны

С 5 по 17 июня 2017 года Международный общественный фонд “Инициатива Розы Отунбаевой” провел для воспитателей, организаторов Центров развития на джайлоо и для представителей пастбищных комитетов тренинг. 5-июня в г. Баткен (28 участников); 6-июня в г. Жалал-Абад (25 участников); 7-июня в г. Ош (42 участников); 9-июня в г. Нарын (59 участников); 10-июня в с. Кочкор (25 участников); 13-июня в г. Талас (47 участников); 15-июня в г. Бишкек (6 участников); 17-июня в г. Каракол (27 ...
21.06.2017

Как привить любовь к чтению

Как хочется, чтобы дети читали! Чтобы компьютеры и телевизоры не заслонили от них и потрепанные переплеты любимых книжек еще из нашего детства, и новые, еще пахнущие свежей типографской краской… Чтобы ребенок мог анализировать, думать, а порой и плакать над книгой…   Как же воспитать настоящего читателя?   Новое поколение выбирает Когда моей младшей дочке исполнился годик, в день рожденья мы решили погадать о ее судьбе. На ...
21.06.2017

В Нарыне обсудили вопросы продвижения и внедрения базовых стандартов развития детей до трех лет

В городе Нарын прошел форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет, сообщил корреспондент Turmush. В форуме приняли участие представители местной власти, руководители соответствующих органов и представители различных фондов. По данным организаторов, форум посвящен развитию детей раннего возраста. В ходе форума были презентованы базовые стандарты развития детей от 0 до 3-х лет и дневник развития ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

«А как у них?»

«Проекты Фонда»