Инициативы Инвестиции в будущие поколения А как у них?

13.09.2016

7 особенностей вальдорфской системы образования

Неторопливый подход к образованию, индивидуальный план и полный отказ от гаджетов «Летидор» рассказывает об особенностях вальдорфской методики, которая все больше привлекает современных родителей.


На данный момент ее используют более 900 независимых школ (в России – преимущественно частных) в 60 странах мира. Вальдорфские школы закончили дети Харрисона Форда, Клинта Иствуда, Михаила Барышникова и других голливудских знаменитостей.


Развитие способностей, заложенных природой


Основатель системы – Рудольф Штайнер, австрийский ученый философ, был очень заинтересован в духовном совершенствовании человека. Он считал, что неправильно культивировать в ребенке только потребность к знаниям. Важно – развивать все способности, заложенные в нем от природы.


В вальдорфской системе считается, что на начальном этапе образования специализация детям не нужна. Учителя, руководствуясь принципом «жизнь долгая, в ней может многое пригодиться» развивают в ребенке те, качества которых ему не хватает. А уже потом, в средней и старшей школе, дети постепенно углубляются в дисциплины, к которым у них появляется склонность.


С 1 по 8 класс учеников сопровождает один учитель. Он курирует каждого школьника, ведет его и помогает ребенку разобраться в собственных интересах.


Образование должно быть свободным


Штайнер при формировании первой школы сказал, что в ней не должно быть никаких разграничений детей по уровню знаний (а также по любым другим признакам), никаких списков, экзаменов, домашних заданий – особенно в качестве наказаний за плохую успеваемость. И самого понятия плохая успеваемость тоже быть не должно.


Школа – это то место, где встречаются люди, чтобы делиться опытом и знаниями, а не обмениваться характеристиками в адрес друг друга. Важная задача школы – научить детей взаимодействовать друг с другом. Поэтому здесь часто проводятся мероприятия, которые ученики готовят все вместе. Например, фестивали или спектакли.


Постижение мира через собственный опыт


Вальдорфская школа выступает за деятельностный подход к образованию. Человек, взаимодействуя с миром, как бы выстраивает самого себя.


Начиная с 1 класса, дети читают стихи, поют песни, рисуют, лепят, занимаются рукоделием и домоводством, позже – ремеслом (работа с древом или с металлом). Ребенок постигает мир через творчество. При том, это совсем не означает, что после выпуска из школы он станет архитектором, художником или скульптором.


Через творчество ребенок учится понимать и чувствовать красоту этого мира. Начиная с тетрадок, которые в вальдорфской школе больше напоминают альбомы для рисования (формат А3, листы не линованы), где он учится красиво обживать пространство листа, заканчивая школьным помещением, которое дети обустраивают наравне со взрослыми.


Уважение индивидуального развития


В основе вальдорфского образования – уважение ребенка на всех стадиях развития. Учебный план составляется таким образом, чтобы учесть особенности каждого ребенка. Учитывается не только темп, в котором ребенку комфортно продвигаться по учебе, но и те способы, которыми ученик постигает программу. Он может зарисовать что-то, записать или проговорить. Учителю важно, чтобы ребенок нашел наиболее удобный способ усваивать информацию. Это поможет ему отделять зерна от плевел, запоминать то, что ему действительно интересно.


Вальдорфское образование подходит детям с разными особенностями развития, например, с дислексией. В начальной школе дети много рисуют, играют, на математике и развитии речи много делают вслух. Считается совершенно нормальным, что один ребенок в школе может научиться читать в 1-м классе, а другой – только в 4-м.


Поликультурный подход к образованию


С первого класса учебный план для всех школьников включает изучение двух иностранных языков (в России, это, как правило, немецкий и английский). Кроме того, учебная программа интегрирует изучение религий и культур.


Весь год дети читают сказки, басни, легенды – знакомятся с обычаями и традициями разных народов. По мотивам этих уроков в школах устраивают праздники, и таким образом поддерживают поликультурный подход к образованию. Дети учатся уважать людей всех рас и национальностей.


Использование эвритмии в процессе обучения


По словам Штайнера, каждый звук речи или музыки можно интерпретировать с помощью жеста и движения тела. Это называется эвритмией. Она развивает чувство гармонии и равновесия. С помощью эвритмии дети учатся читать и писать. Например, изучая букву «о», малыши образуют ее ладонями и одновременно поизносят звук «о». Школьники пропевают звуки «М» и «Т» и рисуют соответствующие буквы, которые превращаются на картинке в горы и деревья. Так они готовят свою руку к письму.


Ритм является важным компонентом всех этих видов деятельности в школе. Ритм (т.е. порядок или образец во времени) пронизывает весь день, а также учебный год, который разворачивается вокруг празднования тематических фестивалей.


Кроме эвритмии, в школе есть ботмеровская гимнастика. Ее цель – поддерживать физическое и духовное воспитание ребенка в соответствии с его возрастными особенностями. Под музыку дети выполняют разные упражнения, выстраивают в пространстве фигуры и линии – учатся осознанному управлению своим телом.


Отказ от современных технологий


Одна из характерных особенностей вальдорфской системы – ведение уроков без использования современных технологий.


Почему, вальдорфская педагогика не приемлет использование аудио- и видео-проигрывателей телевидения и гаджетов рассказывает учитель вальдорфской школы «Росток», Кутейникова Галина Константиновна:


«Душевное пространство ребенка должно быть свободно от стереотипов поп-культуры, мультяшных образов, чтобы ему было проще познавать мир. Когда мы говорим о кошке, у детей не должна выскакивать картинка кота в сапогах из «Шрека», у которого нет ничего общего с настоящим котом. Когда голова забита готовыми картинками и образами, ребенку сложно понять настоящую природу этого животного. И это затрудняет процесс здорового образования.


Родители, которые приводят детей в нашу школу, хотят, в первую очередь, чтобы их дети были здоровы. Не только в физическом смысле, но и душевно. Чтобы они смогли вырасти мыслящими и свободными людьми. А чтобы это свободное мышление случилось, нужно оградить детей от всего, что сильно вторгается в их психику и разрушает ее.


На уроках до старшей школы мы не используем никакие медиа-устройства. Даже проектор. Мы считаем, что ребенку важно наблюдать за процессом рождения. Наши учителя сами рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах. Ребенку свойственно подражать, и он будет следовать примеру учителей и родителей.


Мы начинаем использовать аудио- и видео- материалы не раньше 8 класса. К этому времени школьники созревают психически и физически, их сознание уже сложно «замылить» готовыми образами. И медиа не навредит им так сильно, как в начальной школе. С 8 класса у нас начинается информатика: дети учатся использовать компьютер и Интернет в качестве инструмента, источника информации.


Дома мы также не рекомендуем включать детям телевизор или давать телефон. Часто родители так поступают, чтобы отвлечь ребенка. Это приводит к тому, что он не может самостоятельно придумать себе дело… И зачем ему дело, когда всегда можно включить компьютерную игру или фильм?»

Ольга Гаврилова

"Летидор"

Последние новости

24.03.2017

Экс-Президент Кыргызстана Р.И.Отунбаева в Стамбуле выступила с докладом на региональной конференции ПРООН «Риски и устойчивость»

Экс-Президент Кыргызстана Р.И.Отунбаева 23-24 марта 2017 г. приняла участие и выступила с одним из основных докладов "Гендерное равенство, риски чрезвычайных происшествий и устойчивое развитие" на региональной конференции ПРООН "Риски и устойчивость" в Стамбуле. Третьи ежегодные "Стамбульские диалоги по развитию", региональная площадка, начатая в 2015 г. для стран Восточной Европы, Турции и Центральной Азии, в этот раз была посвящена теме катаклизмов, ...
23.03.2017

Все о певческих голосах узнали зрители концерта-презентации «Волшебство голоса»

Сегодня в рамках проекта «Детская филармония» прошел концерт-презентация «Волшебство голоса», который собрал полный зал.  Во время концерта зрители познакомились с певческими голосами, а также смогли узнать как называется голос того или иного исполнителя и почему опера считается вершиной исполнительского мастерства. Итак, голос Димаша Кудайбергенова называется контр-тенор, но у Димаша эстрадный стиль исполнения. Академический – оперный ...
20.03.2017

Восточный гость - светлый праздник Нооруз!

В День весеннего равноденствия, когда наконец-то после долгой темной зимы день догнал по продолжительности ночь, народы Востока встречают один из самых любимых праздников – праздник весны Нооруз. День весеннего равноденствия, праздник весны знаменует собой обновление жизни. Пусть Нооруз принесет что-то новое и хорошее в Вашу жизнь, станет началом и символом рождения новых достижений и целей. В этот замечательный день мы желаем всем душевного тепла ...
20.03.2017

МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» и «оlolohaus» начинают серию встреч для людей старшего поколения «Жизнь.... 50+»

Дорогие друзья, Международный общественный фонд “Инициатива Розы Отунбаевой” и "ололохауз" начинают серию встреч для людей старшего поколения: “Жизнь.... 50+” На этих встречах Вы окунетесь в мир: активности и творчества,... в которых для Вас откроются новые, интересные и важные познания. Приглашаем Вас и Ваших родителей на первую встречу: “Все о великолепном чае” в Ololohous, который находится в бизнес-центре Victory по адресу Ибраимова 103. На нашей встрече 22 ...
16.03.2017

«Звезды читают детям» теперь в «Оlolohaus»

Сегодня в рамках проекта «Звезды читают детям» прошла первая акция в партнерстве с «Оlolohaus». Совсем молодой, но уже известный в Кыргызстане актёр Азамат Уланов, исполнитель главной роли в приключенческой комедии "В поисках мамы", сегодня читал вслух для всех пришедших на акцию ребят.  Детвора от 5 до 10 лет с нескрываемым восхищением не только слушала звезду, но и с удовольствием участвовала в обсуждении услышанного. Хотите, чтобы Ваш ребенок ...
13.03.2017

«Радиомектеп»: Развитие мелкой моторики у детей до года

Вы хотите, чтобы ваш малыш благополучно и активно развивался, чтобы он рано начал говорить, а речь его была правильной? Оказывается, все дело в пальчиках, точнее в хорошо развитой мелкой моторике. Поэтому начинать работу нужно как можно раньше. Развивать мелкую моторику можно и нужно уже в младенческом возрасте – с первого месяца.Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие ...
10.03.2017

Приглашаем Вас принять участие в пятом Фестивале Образования - 2017!

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!   Приглашаем Вас принять участие в пятом Фестивале Образования - 2017! Международный общественный фонд "Инициатива Розы Отунбаевой" информирует о проведении пятого Фестиваля образования на тему "Здоровый образ жизни", совместно с мэрией г. Бишкек и Кыргызской государственной академией физической культуры и спорта (КГАФКиС) при поддержке международных, государственных и общественных организаций, который пройдет 28-29 ...
10.03.2017

Концерт-презентация «Волшебство голоса»: Билеты уже в продаже!

Концерт-презентация «Волшебство голоса» 23 марта 2017 г. Начало в 11.00. Большой зал Национальной филармонии Стоимость билета – 100 сомов Билеты в кассе филармонии или заказать по тел. 660 384   Друзья, а знаете ли вы, как называется голос Мирбека Атабекова? А сможет ли Дима Билан спеть оперу? А какой голос у Вас? Не знаете? Тогда вам обязательно нужно прийти на концерт-презентацию «Волшебство голоса» в рамках музыкально-образовательной программы "Детская ...
07.03.2017

С праздником, дорогие женщины!

Есть среди трехсот шестидесяти пяти дней один – особенный! В этот день сквозь весенние проталины в мир врывается волшебный праздник. Он может прийти нежным подснежником или пышной веткой мимозы, хрупким тюльпаном или царственной розой. Все цветы мира ложатся к ногам прекраснейших созданий человечества – Женщин!   Милые, застенчивые, добрые. Целеустремленные, деловые, умные. Загадочные, неповторимые, уникальные. Какой красочный эпитет ни возьми – ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

Вечер поэзии Сагын Акматбековой

«А как у них?»

«Проекты Фонда»