14.07.2017

Как сделать из своего подростка читающего подростка: шесть важных правил от мамы

Мама и организатор детских кинофестивалей Алина Волкова делится действительно полезными советами и рассуждает на важную тему. Можно ли (и надо ли) сделать ребёнка счастливым читателем, если запретить ему интернет и другие важные для него вещи.

 

Каждый раз, когда мне приходится контролировать списки летнего чтения моих детей, я чувствую себя путешественницей во времени, которая переносится в ближайшее будущее (здравствуй, ЕГЭ 2022!), побывала в далё-ё-ком прошлом (в советских 80-х!) и вот теперь появилась в настоящем моменте. С книжками в руках, как с величайшим чудом, которое мои любимые современные подростки оценить не в состоянии.

 

Я-то точно знаю, как сильно помогут им в будущем эти самые книги и как поможет такой способ получения информации А они ещё не догадываются ни о чём. Это особенно заметно по тому, как мы ведём себя в библиотеке. Я — с охотничьим азартом, пробегая по стеллажам жадным взглядом, мои дети — с тоскливым ужасом от количества столпившихся на стеллажах книг. Одно и то же приводит нас в разные эмоциональные состояния. И в ближайшее время ничего не изменится, это ясно.

 

Списки для летнего чтения — объективная реальность, и с ней нам, родителям, надо работать на будущее!

 

Чтение безусловно полезно, развивает мозг и учит необходимому: быстро ориентироваться в большом объёме информации, анализировать образные связи, читать реальность как артефакт. И у этого есть много но.

 

Ситуации бывают разные. Например, у ребёнка летом на даче не было интернета и телик показывал всего две программы. Зато книжек родители навезли три чемодана. Бедный ребёнок, всего лишь второклассник, а за лето, прочитал все три чемодана и уже в августе проглатывал какую-нибудь длинную сказку типа«Урфин Джюса» за один вечер. Учительница поставила в пример ребёнка другим детям и рассказала родителям про этот удивительный способ приучения к чтению. Потому что жизнь ребёнка изменилась кардинально — даже не в оценках дело. Появились собственные мысли, юмор, любая инструкция давалась легко.

 

А, скажем, у другого второклассника есть все гаджеты, какие только могут быть, и очень нудная, упёртая мама. Она настаивает на том, что чтение — важно и нужно, если ты, мой сладкий, хочешь быть умным. И этот сладкий задолбался ей объяснять, что книги — ужасно старомодный и неудобный способ донесения информации. Почему их нельзя листать, двигая по странице пальцем, что за глупость этот бумажный носитель! А запах старой бумаги — так вообще отстой. При этом попытка мамы узнать, о чём фильм «Мстители», от которого ребёнок в восторге, потерпела крах: он до мелких подробностей рассказал сюжет, но так и не смог сформулировать основную мысль. То же самое случилось при обсуждении фильма «Трансформеры». Ну мама и настаивает на своём, а ребёнок демонстрирует тоску и подчиняется.

 

Есть и такие дети, которым вроде нравится читать, и мысль сформулировать — раз плюнуть, но вот найти время для чтения летом — вообще нереально. Где его взять, когда каждый день тренировки, друзья, поездки на море, интересное кино.

 

Кто счастлив из этих детей? Можно ли, отбирая у ребёнка интернет, прогулку на свежем воздухе или телефон, добиться того, чтобы он был счастлив? Я исследую эту проблему как мать и как продюсер детского фестиваля. И педагогические выводы не противоречат тому, что подсказывает моё материнское сердце.

 

1. Разговаривайте с ребёнком о его жизни. Задавайте много вопросов, стремитесь создать атмосферу, в которой он почувствует себя умным, почаще вворачивайте цитаты или важные идеи из разных книг. Рассказывайте о писателях.

 

2. Интересные фильмы для вечернего просмотра выбирайте по очереди: сегодня — ребёнок, завтра — папа, послезавтра — мама. Обязательно давите на то, что самые крутые фильмы — это экранизации книг. Объясняйте, почему это так. Беги, Форрест, беги!

 

3. Ребёнок чётко должен понимать, сколько времени у него есть на каждую книгу (рассказ, автора) из летнего списка. Например, в нашем случае — два дня на каждого писателя. Список висит на кухне, и зеленый маркер выделяет прочитанное. Кстати, список называется по-модному «Маршрутный лист».

 

4. Разрешаются вариации — бумажные книги чередуются с электронными. Так и зрение меньше страдает, и есть разнообразие.

 

5. Младшие рисуют то, что понравилось. Старшие пишут свои собственные версии продолжения раз в месяц, но только тех книг, которые понравились! Ну или не пишут. Но всё равно дети рассказывают смысл и идею каждой прочитанной книги, добавляя свое отношение к прочитанному — быстро, примерно за минуту в обязательном порядке. Кто более продвинут, может написать и синквейн. Вот так и становятся сценаристами в 15 лет.

 

6. Читайте детям вслух, а лучше — наизусть, стихи разных поэтов, при этом, по возможности, внося свою интерпретацию. Спрашивайте: «Как ты думаешь, кто это написал?» и радуйтесь, когда ребёнок узнает отрывок из Пушкина или из «Вредных Советов» Остера. Сильно радуйтесь — с совместным поеданием шоколада и мороженки!

 

Если делать всё вышеперечисленное в разных вариациях, плюс добавить собственный опыт, то как раз этим и продемонстрируете ребёнку, как и почему вы любите читать. А это для подростка важно — понимать вас, и через ваши любимые книги — тоже. Счастье взаимопонимания, приди.

 

Источник: МЕЛ

Последние новости

21.09.2017

11-20 сентября прошла пятая сессия курса по Монтессори-педагогики

11-20 сентября прошла пятая сессия курса по Монтессори-педагогики, которую провела Надежда Николаевна Смирнова, директор Международного инстутита Монтессори-педагогики (МИМП), г. Москва и один из лучших российских Монтессори-педагогов. Курс по Монтессори-педагогике завершится в ноябре вручением дипломов МИМП слушателям. 19 сентября Надежда Николаевна провела лекцию для всех желающих - родителей и педагогов на тему "Образование, воспитание или развитие: ...
20.09.2017

В Жалал-Абаде состоялся форум по раннему развитию детей

В городе Жалал-Абад в Жалал-Абадском Государственном университете 19 сентября 2017 года состоялся Форум по продвижению и внедрению Базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет. Цель форума – продвижение и внедрение Базового стандарта развития детей от 0 до 3-х лет посредством создания единой сети среди педагогических вузов КР. Мероприятие было посвящено проблеме раннего развития детей современного Кыргызстана: были презентованы Базовые ...
20.09.2017

14 фактов о современном образовании со всего мира

Школы мира сегодня настолько разные. Иногда кажется, что финское, французское или русское образование зародились на разных планетах. Онлайн-школа «Фоксфорд» рассказывает о самых интересных особенностях школ разных стран.    Все старшие школы в Японии платные, но государственные дешевле частных. Выпускники престижных школ проходят конкурс в вузы и преуспевают в карьере. Чтобы быть в числе лучших, школьники занимаются на курсах и с репетитором 7 дней в ...
18.09.2017

Образовательный Форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет состоится в г.Жалал-Абад

19 сентября 2017 года в городе Жалал-Абад на базе Жалал-Абадского Государственного университета состоится Форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет. В мероприятии примут участие заместитель полномочного представителя Правительства КР в Жалал-Абадской области Т.Ызабеков, исполнительный директор Международного общественного фонда «Инициатива Роза Отунбаевой» Д.Ш.Кендирбаева, заместители глав районных ...
14.09.2017

Р.И.Отунбаева приняла участие в туре по Айтматовским местам вокруг Иссык-Куля «Тополек мой… женские образы Мастера»

С 8 сентября по 10 сентября 2017 года Экс-президент Кыргызской Республикики, основатель международного общественного фонда «Инициатива Р.Отунбаевой» Р.И.Отунбаева приняла участие в туре по Айтматовским местам вокруг Иссык-Куля «Тополек мой… женские образы Мастера». Мероприятие нацелено на популяризацию, репопуляризацию произведений Ч.Айтматова, открытие новых Айтматовских мест, акцентирование гуманитарной составляющей туристических ...
14.09.2017

Экс-президент Кыргызстана Р.И.Отунбаева вошла в состав Консультативного Совета высокого уровня по посредничеству, учрежденного Генсеком ООН (обновлено)

ООН, 13 сен — РИА Новости. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш объявил об учреждении Консультативного Совета высокого уровня по посредничеству (при Генеральном Секретаре ООН). В состав Консультативного совета вошли 18 человек. Среди них президент Чили Мишель Бачелет, член конституционного совета Шри-Ланки Радика Кумарасвами, экс-президент Финляндии Тарья Халонен, экс-глава МИД Иордании Нассер Джода, экс-глава МИД Алжира Рамтане Ламамра, бывшая лидер ...
12.09.2017

Книги «Героический эпос кыргызов «Манас» (в рисунках) и «Балерина» признаны лучшими на Международном конкурсе

Международный Общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» награжден дипломом II степени в номинации «Искусство иллюстрации» Межгосударственного Совета по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии. Награждение состоялось по итогам XIV Международного конкурса государств-участников Содружества Независимых Государств в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки, которая ...
12.09.2017

На высоте 3000 метров: Как учатся дети в высокогорьях Кыргызстана

Проблемы с образованием не редкость в высокогорных районах Кыргызстана, и чтобы решить ее, по всей республике на джайлоо начали открывать детские сады. В них волонтеры обучают детей скотоводов различным навыкам, от актерского мастерства и музыки до лепки из глины. Кыргызстан, Нарынская область, где-то у озера Сон-Куль, 5 июля 2017 года Снег на склонах гор, дождь и пробирающий до костей ветер, две одинокие юрты посреди бескрайних зеленых ...
11.09.2017

Дайджест мероприятий МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» на сентябрь 2017 года

Дайджест мероприятий   МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой»   на сентябрь 2017 года Еженедельно - Караван знаний по экологическому воспитанию для школьников г. Бишкек Когда:  2 раза в неделю Где: школы г. Бишкек Интерактивные, познавательно-воспитательные лекции-презентации на тему экологии с демонстрацией видео-роликов, призывающих к бережному отношению к окружающей среде. Участники - школьники 6-8 классов. Язык: кыргызский и русский Телефон: 0556 20530514 ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

Центры развития на джайлоо - 2017

«А как у них?»

«Проекты Фонда»