16.02.2017

Никакой грамматики, много игр и другие секреты подготовки к финской школе

В Финляндии дети идут в школу только когда им исполняется семь лет. Но то, что происходит с ними до этого момента, — не менее важно. И нет, они не учатся читать, писать и решать уравнения. Они строят башни из кубиков и играют во дворе. На каких принципах строится финское дошкольное образование, выяснил редактор The Guardian Патрик Батлер.


Финская система школьного образования лидирует в европейских рейтингах последние 16 лет. Когда в начале XXI века Финляндия превратилась в мирового лидера в области школьного образования, это стало неожиданностью и для всего мира, и для самих финнов. Сейчас средний балл финских старшеклассников по чтению, математике и научной грамотности — один из самых высоких среди стран-участниц PISA.


Тесты PISA оценивают результаты школьного образования. Но работа над этими результатами начинается задолго до того, как дети поступают в первый класс.


Творчество вместо чтения и математики


Главное в раннем обучении в Финляндии — то, что оно начинается поздно. В финских детских садах акцент делают не на математику, чтение или письмо, а на творческие игры.


Дети не получают никакого формального образования, пока им не исполнится семь и они не пойдут в начальную школу. Это может удивить родителей, которые считают, что образование — это конкурентная гонка. «Мы считаем, что дети до семи лет не готовы к школе, — говорит Тина Марджониеми (Tiina Marjoniemi), глава детского центра Franzenia в Хельсинки. — Им нужно время, чтобы играть, бегать и прыгать. Это время для творчества».


Главная цель первых лет образования — здоровье и благополучие каждого ребёнка.


В дошкольных центрах детей готовят к школе, но не в академическом смысле. Их учат общаться, дружить, уважать других, подходяще одеваться. В финских детских садах большое внимание уделяют развитию индивидуальности ребёнка.


Обучение через игру


Можно подумать, что воспитатели в финских садах бездельничают: не учат детей читать и писать, а просто позволяют им играть сколько захочется. На самом деле нужно проделать большую работу, чтобы правильно организовать процесс игры. «Свободная игра» чередуется с играми под руководством воспитателя. Сотрудники центра наблюдают за тем, какие навыки дети проявляют, как развиваются. В детском саду Franzenia с детьми работают 44 сотрудника. В младшей группе (до трёх лет) — по одному взрослому на четырёх детей, в старшей — на семерых.


«На раннем этапе развития игра должна вовлечь ребёнка в процесс обучения, — говорит Дэвид Уайтбрэд, директор Центра по изучению игры в области образования, развития и обучения Кембриджского университета. — Однажды, увлёкшись заданием, которое ему нравится, будь это ролевая игра или сборка конструктора, он почувствует мотивацию совершенствоваться. Ему захочется в следующий раз справиться с более сложной задачей».


В детском саду ребёнок хочет построить более высокую башню, а в школе — написать диктант без ошибок


Во время игры ребёнку приходится быть внимательным и настойчивым, он учится принимать решения и справляться с проблемами. В четыре года эти навыки больше говорят о будущих академических успехах ребёнка, чем умение читать.



Воспитатели в финских детских садах проделывают большую работу, чтобы правильно организовать процесс игры.


Доступность дошкольного образования


В Финляндии у каждого ребёнка есть законное право на качественное дошкольное образование. В Franzenia, как и в других детских садах, есть дети из семей с разным достатком. Максимальная плата — 290 € в месяц, для малообеспеченных семей — бесплатно. В дошкольные центры ходят 40% детей до трёх лет и 75% детей от трёх до пяти лет. В необязательный подготовительный класс при школе поступают 98% детей. Эта система сформировалась в 70-х годах, изначально — чтобы матери могли быстро вернуться к работе после рождения ребёнка. Сейчас детский сад стал важным элементом непрерывного образования. «Время, которое дети проводят в подготовительных центрах, концентрируясь на играх и социализации, — самые важные годы», — говорит Яаакко Сало, специальный советник Союза финских учителей (OAJ).



В подготовительные классы при школах ходят 98% детей, хотя они и не являются обязательными


Равенство


Идея о равенстве лежит в основе образовательной системы Финляндии. Финны убеждены, что их маленькая страна не может позволить себе неравенство или сегрегации в школе или здравоохранении. В Финляндии один из самых низких показателей детской бедности в Европе и один из самых высоких уровней благосостояния. «Цель состоит в том, что мы должны развиваться все вместе», — объясняет Гунилла Холм, профессор образования в Университете Хельсинки.


Финская система решительно противостояла модным течениям в образовании, принятым в развитых странах в 1980-90-х годах. Из соображений равенства здесь запрещены выбор школы, формальные экзамены (до 18 лет) и разделение по способностям. Гимназии отменили несколько десятилетий назад. В школах нет конкуренции, нет рейтингов, нет натаскивания на тесты. И родители дошкольников могут не беспокоиться о том, что их ребёнка не возьмут в школу, потому что он не успел до семи лет освоить чтение, математику и английский.


Источник: МЕЛ

Последние новости

23.02.2017

С праздником! С Днем защитника Отечества!

23 февраля мы традиционно празднуем День защитника Отечества (Мекенди коргоочунун белгиленчү күнү), один из важнейших праздников в календаре. В этот день мы поздравляем верных сыновей и дочерей Отечества, всех тех, кто не представляет своей жизни без ответственности за жизнь и спокойствие других, кому понятен смысл слов «честь» и «долг», кто интересы общества и государства ставит выше личных. Отечество - это мама, жена, дети, мирное небо над ...
22.02.2017

Подарок защитникам Отечества от МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой»

Сегодня, 22 февраля 2017 года, Международный Общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» в честь Дня защитника Отечества подарил солдатам-пограничникам застав Государственной Пограничной службы КР 12 наименований книг тиражом 1 тыс. 162 экземпляра. Среди них такие книги как «Манас» в рисунках», «Тоо жаӊырткан чагылган» С.Жусуева, «Балдарга базарлык» А.Токтомушева , «Кыргыздын кереметтүү жомоктору», «Досторум конокко чакырат» А.Капал, «Ынтымак сыры» ...
22.02.2017

«Посвящение женщинам» - вечер поэзиии и флэшмоб в преддверии праздника

Дорогие друзья! В преддверии весны мы приглашаем Вас 3 марта 2017 года на вечер поэзии «Посвящение женщинам»: нашим мамам, нашим бабушкам, супругам, невестам, сестрам, дочерям! Также приглашаем всех Вас принять участие в поэтическом флешмобе, где каждый из Вас может прочитать четверостишие любимой женщине (сын-маме, отец-дочери, брат-сестре, муж-супруге, внук-бабушке) и разместить на странице в facebook  под хештегом  #Вечер поэзии ...
21.02.2017

В субботу для юных бишкекчан звучали медные духовые инструменты

Международный общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» по многочисленным просьбам, в рамках программы «Детская филармония», повторно организовал для юных бишкекчан и их родителей концерт-презентацию «Парад духовых инструментов».  После концерта, в наш адрес поступило несколько отзывов от зрителей:Алтынай Козубекова: "Сегодня мы с сыном были на параде духовых инструментов! Малыш 3,5 года был в восторге! Не менее восторженной была и я! Хорошо ...
21.02.2017

Что такое группы смерти и как защитить детей от них?

Практически у каждого ребенка старше 5 лет непременно найдется «свой» гаджет. Обычно к началу школы дети уже прекрасно ориентируются в планшетах, компьютерах и смартфонах. Сегодня я хотела бы поговорить о конкретной проблеме. О роли этого гаджета в жизни ребенка. О роли родителей в жизни сыновей и дочерей. Потому что есть наблюдения, что бездушная электронная начинка становится гораздо ближе, чем ...
20.02.2017

Откуда берутся избалованные дети: мнение психолога

Совсем избаловали ребенка, управы на него не найти, подождите, он вам еще покажет, пожалеете, что раньше не воспитывали, но… будет поздно. Какая мама хотя бы раз в жизни не слышала от окружающих этот набор стандартных фраз, направленных на нее и ее ребенка. Обычно они звучат, когда наш ребенок ведет себя не так, как хочется окружающими взрослыми: капризничает, спорит, не соглашается с правилами, ведет себя агрессивно, ругается на взрослых. Давайте ...
18.02.2017

При полном аншлаге прошел «Вечер поэзии» Бурулкан Карагуловой

На сцене Национальной филармонии им. Т.Сатылганова при полном аншлаге прошел «Вечер поэзии» Бурулкан Карагуловой. Любителей поэзии в пятницу собралось так много, что припоздавшим пришлось стоять в проходах - мест в зале уже не было. Однако в обиде никто не остался - все видно и слышно. Публика собралась разная - от школьников до пенсионеров. А стихи, звучавшие в красивом зале, казались обворожительными.Одна из зрительниц вечера оставила свой отзыв, ...
16.02.2017

Никакой грамматики, много игр и другие секреты подготовки к финской школе

В Финляндии дети идут в школу только когда им исполняется семь лет. Но то, что происходит с ними до этого момента, — не менее важно. И нет, они не учатся читать, писать и решать уравнения. Они строят башни из кубиков и играют во дворе. На каких принципах строится финское дошкольное образование, выяснил редактор The Guardian Патрик Батлер. Финская система школьного образования лидирует в европейских рейтингах последние 16 лет. Когда в начале XXI века ...
14.02.2017

Учителя столичных школ ознакомились с Конвенцией РИО (Рио-де-Жанейро) о «Проблеме изменения климата»

6 и 10 февраля в рамках цикла лекций "Лекторий по экологии " преподаватели  химии, биологии и географии г.Бишкек прослушали лекции "Климатическая шкатулка. Содержание и методические подходы к интеграции в образовательный процесс", которые прошли в школах №84 и №13. В ходе интерактивной лекции более 80 преподавателей естественных наук столичных школ узнали о Конвенции РИО (Рио-де-Жанейро) по Проблеме изменения климата, которая была принята на ...
13.02.2017

«Школа детства»: Дени сак баланы көңүлү куунак эне төрөйт

Представляем Вашему вниманию новый цикл радиопередач на кыргызском языке.    Гостями эфира стали исполнительный директор Международного общественного фонда «Инициатива Розы Отунбаевой», известный педагог Д.Ш.Кендирбаева, директор группы семейных врачей № 3 города Бишкек, опытный гинеколог Б.А.Досалиева и координатор проекта «Садики на джайлоо» А.Жоодонбеков.    

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

Жайлоо өнүгүү борборлору

«А как у них?»

«Проекты Фонда»