13.02.2017

Как готовят детей к школе во Франции

Система подготовки детей к обучению в начальной школе во Франции разительно отличается от нашей. Главным здесь считают разбудить способности ребёнка, сделать его максимально самостоятельным и интегрировать в общество. Возможно, поэтому по формальным показателям французские шестилетки кажутся менее развитыми по сравнению со своими российскими сверстниками. У них ниже скорость чтения, хуже навыки сложения и вычитания, но зато они к этому возрасту обладают теми навыками, которые нашим детям только предстоит развить. О том, как проходит день французского подготовишки, — рассказывает Татьяна Никитина.

 

В школу французских малышей отдают в три года. Но школа эта имеет приставку «Матернель» (L»école maternelle), то есть «Материнская школа», и по своим функциям примерно соответствует нашему детскому саду. После неё дети переходят в Эколь Примэр — нашу начальную школу. К этому переходу детей готовят в старшем классе (Гранд сексион — Grand section) материнской школы. Правда, дети школьниками себя считают уже с трёх лет, поэтому переход в «началку» не представляет из себя такого «светопреставления», как у нас поступление в первый класс.

 

Конкурс на должность педагога в Эколь Матернель может достигать десять человек на место. Поэтому случайных людей здесь нет: сюда приходят работать по призванию, а детей действительно любят. Сегодня в Эколь Матернель очень много преподавателей-мужчин.

 

Учителя у детей меняются ежегодно, то есть учитель специализируется на обучении детей определённой возрастной группы.

 

У преподавателей в Матернель хорошая зарплата, различные социальные льготы, а потом и очень достойная пенсию. Учителям даётся свобода учить так, как они считают нужным, главное — результат. У каждого своя методика (в рамках общих пожеланий Министерства, безусловно), свой подход, свои пособия. Все занятия, в том числе музыкальные и спортивные, ведёт один педагог. Чёткого расписания и звонков в Матернель нет — многое остаётся на усмотрение преподавателя.

 

Детей очень рано учат писать прописью, и уже с первых дней посещения Матернель они должны распознавать своё имя на шкафчиках. На их дверцах нет картинок со зверюшками и игрушками, на них написаны полные имена. С детьми в этой школе разговаривают как со взрослыми, не меняя лексику на детскую и не сюсюкая. Воспитанников называют полными именами (Мария, Александр). Дети зовут воспитателей «мэтрес» или «мэтр».

 

Кроме субботы и воскресенья, в Матернель (как, кстати, и в началке) ещё один выходной — в среду. Но у работающих родителей есть возможность в этот день отвести ребёнка в «школу выходного дня» на почасовые занятия, не имеющие отношения к общему образовательному процессу. Материнские школы обычно работают с 8.30 до 16.30. Обеденный перерыв — два часа: с 11.30 до 13.30. В это время детей забирают домой, а если нет такой возможности, передают другой структуре — гардери, которая занимается лишь присмотром и кормлением. Туда же передают детей после 16.30, если родители работают и не могут забрать их сразу после уроков.

 

GS (Grand Section) — самый старший класс в Эколь Матернель, его посещают дети 5-6 лет, после чего переходят Эколь Примэр — начальную школу.

 

День в этом классе выглядит примерно так:

 

С 8.00 до 8.30 детей приводят в школу. Пока все собираются, те, кто уже пришёл, занимаются чем хотят, например, рисуют или играют в Лего.

 

С 8.30 до 9.00 — игры, танцы, гимнастика.

 

9.00 — занятие «Фонетические игры». Например, детям предлагают вспомнить и назвать слова, начинающиеся со звука К. Задание посложнее — находить слова с одинаковыми слогами, например, «карамель — карате» или услышать в слове определённый звук. Занятие длится 15 минут, за это время дети успевают поиграть в пять-шесть фонетических игр.

 

9.15 — перекус. Каждый приносит еду из дома, но есть рекомендации школы, что лучше приносить, а что нет. Едят прямо в классе. Каждый день кто-то из детей дежурит «по еде». Дежурный выбирает себе помощника, и они вместе выполняют все необходимые действия, связанные с подготовкой к трапезе и уборкой после её окончания.

 

Кроме дежурства «по еде» есть ещё множество видов дежурства. Так, например, другой дежурный выставляет дату на специальном табло, третий считает учеников и отмечает отсутствующих, четвёртый выставляет на специальном метеотабло различные показатели погоды, а пятый — поливает цветы и так далее. Подобные «дежурства» считаются важным элементом социализации. Дети хорошо помнят, что и когда должны делать, и выполняют свои обязанности с высокой мотивацией.

 

В 9.30 класс отправляется в ателье. Так здесь называют мастерские, где дети занимаются разного рода ручным трудом: рисуют, лепят из пластилина, теста или папье-маше. Чем именно детишки будут заниматься в ателье, во многом зависит от фантазии преподавателя: дети могут испечь печенье, сделать икебану — главное, все действия объединены выбранной темой дня.

 

Преподаватель следит, чтобы вид труда в ателье для каждого ребёнка ежедневно менялся. Работы каждого подписываются и подшиваются в специальные папки. Каждый триместр родителям отдают папку, где день за днём сложены все работы их детей: раскраски, рисунки, вырезание, письмо, счёт и так далее.

 

После занятия в ателье — перемена, рекреасьон (фр. recreation), которая длится 30-40 минут. Но на перемене дети не предоставлены сами себе. Учитель предлагает ученикам поиграть в разные командные игры на улице или в помещении. Можно покататься на велосипеде, самокате.

 

В 10.45-10.50 — урок музыки, который ведёт тот же самый учитель. Часто и урок музыки связан с темой дня. В некотором смысле получается проектная работа каждый день.

 

В 11.15-11.30 — конец первой половины дня. Детей забирают родители. Или же они идут со специальным человеком в кантин — аналог столовой. Меню на каждый день заранее известно родителям, чтобы они могли согласовывать с ним домашний рацион.

 

В 13.20 дети возвращаются в школу. В 14.00 — чтение. Чаще читает преподаватель, а дети следят за текстом по таким же, как у него, книгам, рассматривают картинки, выполняют задания. Все напоминает игру. Много времени в Матернель уделяют «чтению» не книжной, а бытовой информации. Например, детей учат понимать, что написано на билетах, афишах, рекламах, объявлениях и плакатах. Здесь считают важным, чтобы дети научились различать тип информации (отличать книгу от журнала, билет от афиши, открытку от флаера).

 

Больше всего детям нравится читать то, что они сами приносят из дома. Это могут не только детские книжки, но и афиши, буклеты — всё что угодно. Занятие длится не больше 20 минут, а цель — не столько обучить ребёнка читать, сколько научить пользоваться информацией, осознать важность чтения и как с помощью этого навыка добывать нужные сведения.

 

14.20 — урок математики в классе и его продолжение в ателье. На занятиях математикой в Гран сексион детей в основном учат пересчитывать предметы (в идеале до 30 предметов). Учиться складывать и вычитать — задача следующего этапа обучения. Второй важный аспект занятий «математикой» — понимание временной шкалы (вчера, сегодня, завтра… зимой, летом, весной). Считается, что к начальной школе все детишки должны ориентироваться в хронологии как минимум в рамках года. Много времени уделяют пространственным отношениям: сверху, снизу, слева, справа, под, над и так далее. Всё это только в реальных ситуациях и в играх.

 

В 15.15 — ещё одна переменка, а в 16.00 — научные активити. Научные познания происходят в двух направлениях: познание живого и неживого мира. Все занятия сопровождаются простыми, но занимательными экспериментами.

 

В познании живого мира много внимания уделяется телу человека, растениям, насекомым, домашним животным — то есть в первую очередь тому, что на самом деле можно увидеть и потрогать.

 

Во время активити, связанных с познанием неживого мира, дети знакомятся с характеристиками различных материалов, учатся сравнивать вес, объём. Детям обязательно дают попробовать проделать часть опытов и экспериментов самостоятельно. Эксперименты могут касаться даже устройства Солнечной системы, электричества, простейших законов физики и химии. А ещё в рамках научных активити проходят кулинарный уроки. Правила приготовления пищи, принципы сочетаемости продуктов — всё это ребята усваивают на наглядных примерах.

 

Французы — люди очень «послушные». Они стараются соблюдать все правила, нормы и предписания и считают необходимым воспитывать законопослушных граждан с раннего детства. Поэтому детей учат соблюдать порядки и правила поведения не только в стенах школы. Отличный способ научиться всему этому — вылазки-экскурсии всем классом в самые разные места. Их проводят около десяти раз в году. Большинство выходов в течение года объединены какой-то одной общей темой — и это тоже отличный фундамент для проектной деятельности в школе. Например, тема «Вода». Преподаватель и его подопечные изучают воду в самых разных её проявлениях, а также заодно всё, что имеет даже косвенное отношение к воде: пруд, большое озеро, плотина, фонтан и даже рыбалку. Да-да! Дети ходят на настоящую рыбалку, где каждый малыш вытаскивает свою рыбёшку.

 

С момента поступления в Матернель дети заводят дневник, где преподаватель регулярно фиксирует приобретаемые ими навыки и умения. Здесь расписано более 300 различных компетенций ученика. Задача учителя — наблюдать за подопечными и фиксировать эволюцию развития компетенций. Родители всегда могут посмотреть, как обстоят дела у ребёнка, обсудить с учителем, что вызывает трудности. Дневник компетенций передаётся в следующий класс, и новый преподаватель, заглянув в него, без труда поймёт сильные и слабые стороны каждого ученика.

 

По окончании Эколь Матернель преподаватель заполняет в дневнике особую страничку, где указаны самые важные компетенции, необходимые для дальнейшей учёбы. Здесь он укажет и уровень их сформированности:

 

1. Выполняет успешно самостоятельно (успехи регулярные и стабильные)

 

2. Выполняет с помощью (успехи частичные или нерегулярные)

 

3. Пока не удаётся (не получается даже с подсказкой)


В последней формулировке — «пока не удаётся» — нет штампа или укора «не может». Наоборот, акцент делается на том, что всё можно будет наверстать и никакой трагедии нет. Но если у кого-то нужные компетенции ещё не будут сформированы, никакой трагедии, опять же, не будет, и в начальную школу детей всё равно примут. Овладеть недостающими навыками ребята смогут за первый год обучения в Эколь Примэр.

Источник: МЕЛ

Последние новости

29.05.2017

Посольство США в КР подарило «Центрам развития на жайлоо» 900 книг на кыргызском языке

Девять наименований книг, изданных при содействии Посольства США в Кыргызстане, были переданы Посольством США в КР в дар проекту «Центры развития на жайлоо» МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» общим количеством 900 книг. Названия книг: Морис Сендлак «Там, где живут чудовища», Катерин Патерсон «Мост в терабитию», Ричард Скери «Чем занимаются люди целый день», Джон Шеска «Подлинная история трех поросят», Кевин Хенкес «Котенок и полная луна», Роберт ...
26.05.2017

Гостевые лекции «Мекендештер»: «Образование в поднебесной»

Лекция председателя Международного образовательного центра, выпускника Ланджоусского университета, прошедшего обучение по Президентской программе “Кадры ХХ века”, члена Государственной комиссии по распределению грантовых мест зарубежных ВУЗов, основателя движения “Патриот” — Нурсултана Кубанова состоится 29 мая этого года в Национальной библиотеке им. А.Осмонова в Китайском Центре в 15-00.   Тема ...
23.05.2017

Экс-президент Р.Отунбаева о природных катаклизмах: Поможем всем миром! (интервью)

Экс-президент Роза Отунбаева призвала кыргызстанцев помочь пострадавшим от природных катаклизмов на юге страны. Она поделилась своим мнением о чрезвычайных ситуациях и восстановительных работах с ИА АКИpress.   - Около месяца назад случилась трагедия в селе Аю-Сай Узгенского района. Вы были на месте оползня, увидели масштабы беды и призвали журналистов рассказать об этом шире. Что, на ваш взгляд, осталось без внимания журналистов?   - Да, я съездила в ...
23.05.2017

Концертом «Короли классики» закрыт сезон «Детской филармонии»

Сегодня состоялся 11 концерт Детской филармонии "Короли классики". Ведущая рассказала юным слушателям и их родителям об эпохе расцвета классической музыки и музыкальных гениях этой эпохи: Вольфганге Амадее Моцарте, Йозефе Гайдне и Людвиге Ване Бетховене. Музыка этих композиторов кажется вечной - она пережила свое время и популярна до сих пор. Например, в фильме "Люди Х - 2" в одной из сцен звучит музыка Моцарта.   Как отметила ведущая концерта Алтынай ...
20.05.2017

Вечером поэзии «Ырымдасыз» был закрыт этот сезон встреч

Вчера в Национальной филармонии прошел вечер позэзии  "Ырымдасыз" ("Вы в моих стихах"), который и завершил этот сезон встреч. Три молодые поэтессы представили зрителям свое творчество.  Любовь дочери к матери, молодой матери к своему ребенку, мечты о счастье, размышления о жизни, чувства и эмоции - все это прозвучало на сцене. Зрители очень эмоционально и тепло приняли поэзию. В заключение вечера Асылбек Жоодонбеков, представитель Фонда ...
19.05.2017

Фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» и Kyrgyz Club Германии договорились о сотрудничестве

Вчера, 18 мая, в офисе МОФ "Инициатива Розы Отунбаевой"  состоялась встреча исполнительного директора фонда Догдуркул Кендирбаевой с руководителем регионального отделения Kyrgyz Club Германии Бакытом Кобегеновым. В ходе встречи были обсуждены возможности сотрудничества и реализации совместных проектов Форум соотечественников "Мекендештер" и Kyrgyzclub-Germany. По результатам переговоров была достигнута договоренность о проведении совместных ...
18.05.2017

СМИ о нас: Новостной телесюжет о семинаре-тренинге, посвященном развитию туризма в Таласской области.

11 мая 2017 года Международный общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» провел тренинг по созданию и продвижению гостевого бизнеса для участников из трех районов Таласской области. Данное мероприятие было организовано в рамках проекта «Форум Мекендештер», реализуемого при поддержке Международной Организации по Миграции в КР и Швейцарского бюро по Международному сотрудничеству с целью развития и укрепления туристического сектора ...
18.05.2017

Бакыт Кобегенов: «Никогда не унывать и двигаться дальше!». Пост-релиз гостевой лекции

17 мая на базе Кыргызской Государственной Медицинской Академии им. И.К.Ахунбаева состоялась первая Гостевая лекция с участием соотечественника, практикующего хирурга из Германии Бакыта Кобегенова. Данное мероприятие стало продолжением диалога Форума “Мекендештер 2016” и запустило цикл гостевых лекций, запланированный на 2017 год, в рамках проекта “Мекендештер”, реализуемого Международным общественным фондом “Инициатива Розы Отунбаевой” при ...
16.05.2017

Презентация книги «Балерина» состоялась в Кыргызской Национальной консерватории

В Кыргызской Национальной консерватории прошла презентация книги для детей "Балерина". Гостем презентации был Посол Швейцарии в Кыргызстане господин Рене Холенштайн. Книга была издана при поддержке Посольства Швейцарии в Кыргызстане и стала подарком для детей, которые хотят узнать больше о балете или поступить в балетную школу. Как отметил в своей речи господин Посол: "Люди искусства своей нелегкой работой показывают публике разнообразие жизни. ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

«А как у них?»

«Проекты Фонда»