13.02.2017

Как готовят детей к школе во Франции

Система подготовки детей к обучению в начальной школе во Франции разительно отличается от нашей. Главным здесь считают разбудить способности ребёнка, сделать его максимально самостоятельным и интегрировать в общество. Возможно, поэтому по формальным показателям французские шестилетки кажутся менее развитыми по сравнению со своими российскими сверстниками. У них ниже скорость чтения, хуже навыки сложения и вычитания, но зато они к этому возрасту обладают теми навыками, которые нашим детям только предстоит развить. О том, как проходит день французского подготовишки, — рассказывает Татьяна Никитина.

 

В школу французских малышей отдают в три года. Но школа эта имеет приставку «Матернель» (L»école maternelle), то есть «Материнская школа», и по своим функциям примерно соответствует нашему детскому саду. После неё дети переходят в Эколь Примэр — нашу начальную школу. К этому переходу детей готовят в старшем классе (Гранд сексион — Grand section) материнской школы. Правда, дети школьниками себя считают уже с трёх лет, поэтому переход в «началку» не представляет из себя такого «светопреставления», как у нас поступление в первый класс.

 

Конкурс на должность педагога в Эколь Матернель может достигать десять человек на место. Поэтому случайных людей здесь нет: сюда приходят работать по призванию, а детей действительно любят. Сегодня в Эколь Матернель очень много преподавателей-мужчин.

 

Учителя у детей меняются ежегодно, то есть учитель специализируется на обучении детей определённой возрастной группы.

 

У преподавателей в Матернель хорошая зарплата, различные социальные льготы, а потом и очень достойная пенсию. Учителям даётся свобода учить так, как они считают нужным, главное — результат. У каждого своя методика (в рамках общих пожеланий Министерства, безусловно), свой подход, свои пособия. Все занятия, в том числе музыкальные и спортивные, ведёт один педагог. Чёткого расписания и звонков в Матернель нет — многое остаётся на усмотрение преподавателя.

 

Детей очень рано учат писать прописью, и уже с первых дней посещения Матернель они должны распознавать своё имя на шкафчиках. На их дверцах нет картинок со зверюшками и игрушками, на них написаны полные имена. С детьми в этой школе разговаривают как со взрослыми, не меняя лексику на детскую и не сюсюкая. Воспитанников называют полными именами (Мария, Александр). Дети зовут воспитателей «мэтрес» или «мэтр».

 

Кроме субботы и воскресенья, в Матернель (как, кстати, и в началке) ещё один выходной — в среду. Но у работающих родителей есть возможность в этот день отвести ребёнка в «школу выходного дня» на почасовые занятия, не имеющие отношения к общему образовательному процессу. Материнские школы обычно работают с 8.30 до 16.30. Обеденный перерыв — два часа: с 11.30 до 13.30. В это время детей забирают домой, а если нет такой возможности, передают другой структуре — гардери, которая занимается лишь присмотром и кормлением. Туда же передают детей после 16.30, если родители работают и не могут забрать их сразу после уроков.

 

GS (Grand Section) — самый старший класс в Эколь Матернель, его посещают дети 5-6 лет, после чего переходят Эколь Примэр — начальную школу.

 

День в этом классе выглядит примерно так:

 

С 8.00 до 8.30 детей приводят в школу. Пока все собираются, те, кто уже пришёл, занимаются чем хотят, например, рисуют или играют в Лего.

 

С 8.30 до 9.00 — игры, танцы, гимнастика.

 

9.00 — занятие «Фонетические игры». Например, детям предлагают вспомнить и назвать слова, начинающиеся со звука К. Задание посложнее — находить слова с одинаковыми слогами, например, «карамель — карате» или услышать в слове определённый звук. Занятие длится 15 минут, за это время дети успевают поиграть в пять-шесть фонетических игр.

 

9.15 — перекус. Каждый приносит еду из дома, но есть рекомендации школы, что лучше приносить, а что нет. Едят прямо в классе. Каждый день кто-то из детей дежурит «по еде». Дежурный выбирает себе помощника, и они вместе выполняют все необходимые действия, связанные с подготовкой к трапезе и уборкой после её окончания.

 

Кроме дежурства «по еде» есть ещё множество видов дежурства. Так, например, другой дежурный выставляет дату на специальном табло, третий считает учеников и отмечает отсутствующих, четвёртый выставляет на специальном метеотабло различные показатели погоды, а пятый — поливает цветы и так далее. Подобные «дежурства» считаются важным элементом социализации. Дети хорошо помнят, что и когда должны делать, и выполняют свои обязанности с высокой мотивацией.

 

В 9.30 класс отправляется в ателье. Так здесь называют мастерские, где дети занимаются разного рода ручным трудом: рисуют, лепят из пластилина, теста или папье-маше. Чем именно детишки будут заниматься в ателье, во многом зависит от фантазии преподавателя: дети могут испечь печенье, сделать икебану — главное, все действия объединены выбранной темой дня.

 

Преподаватель следит, чтобы вид труда в ателье для каждого ребёнка ежедневно менялся. Работы каждого подписываются и подшиваются в специальные папки. Каждый триместр родителям отдают папку, где день за днём сложены все работы их детей: раскраски, рисунки, вырезание, письмо, счёт и так далее.

 

После занятия в ателье — перемена, рекреасьон (фр. recreation), которая длится 30-40 минут. Но на перемене дети не предоставлены сами себе. Учитель предлагает ученикам поиграть в разные командные игры на улице или в помещении. Можно покататься на велосипеде, самокате.

 

В 10.45-10.50 — урок музыки, который ведёт тот же самый учитель. Часто и урок музыки связан с темой дня. В некотором смысле получается проектная работа каждый день.

 

В 11.15-11.30 — конец первой половины дня. Детей забирают родители. Или же они идут со специальным человеком в кантин — аналог столовой. Меню на каждый день заранее известно родителям, чтобы они могли согласовывать с ним домашний рацион.

 

В 13.20 дети возвращаются в школу. В 14.00 — чтение. Чаще читает преподаватель, а дети следят за текстом по таким же, как у него, книгам, рассматривают картинки, выполняют задания. Все напоминает игру. Много времени в Матернель уделяют «чтению» не книжной, а бытовой информации. Например, детей учат понимать, что написано на билетах, афишах, рекламах, объявлениях и плакатах. Здесь считают важным, чтобы дети научились различать тип информации (отличать книгу от журнала, билет от афиши, открытку от флаера).

 

Больше всего детям нравится читать то, что они сами приносят из дома. Это могут не только детские книжки, но и афиши, буклеты — всё что угодно. Занятие длится не больше 20 минут, а цель — не столько обучить ребёнка читать, сколько научить пользоваться информацией, осознать важность чтения и как с помощью этого навыка добывать нужные сведения.

 

14.20 — урок математики в классе и его продолжение в ателье. На занятиях математикой в Гран сексион детей в основном учат пересчитывать предметы (в идеале до 30 предметов). Учиться складывать и вычитать — задача следующего этапа обучения. Второй важный аспект занятий «математикой» — понимание временной шкалы (вчера, сегодня, завтра… зимой, летом, весной). Считается, что к начальной школе все детишки должны ориентироваться в хронологии как минимум в рамках года. Много времени уделяют пространственным отношениям: сверху, снизу, слева, справа, под, над и так далее. Всё это только в реальных ситуациях и в играх.

 

В 15.15 — ещё одна переменка, а в 16.00 — научные активити. Научные познания происходят в двух направлениях: познание живого и неживого мира. Все занятия сопровождаются простыми, но занимательными экспериментами.

 

В познании живого мира много внимания уделяется телу человека, растениям, насекомым, домашним животным — то есть в первую очередь тому, что на самом деле можно увидеть и потрогать.

 

Во время активити, связанных с познанием неживого мира, дети знакомятся с характеристиками различных материалов, учатся сравнивать вес, объём. Детям обязательно дают попробовать проделать часть опытов и экспериментов самостоятельно. Эксперименты могут касаться даже устройства Солнечной системы, электричества, простейших законов физики и химии. А ещё в рамках научных активити проходят кулинарный уроки. Правила приготовления пищи, принципы сочетаемости продуктов — всё это ребята усваивают на наглядных примерах.

 

Французы — люди очень «послушные». Они стараются соблюдать все правила, нормы и предписания и считают необходимым воспитывать законопослушных граждан с раннего детства. Поэтому детей учат соблюдать порядки и правила поведения не только в стенах школы. Отличный способ научиться всему этому — вылазки-экскурсии всем классом в самые разные места. Их проводят около десяти раз в году. Большинство выходов в течение года объединены какой-то одной общей темой — и это тоже отличный фундамент для проектной деятельности в школе. Например, тема «Вода». Преподаватель и его подопечные изучают воду в самых разных её проявлениях, а также заодно всё, что имеет даже косвенное отношение к воде: пруд, большое озеро, плотина, фонтан и даже рыбалку. Да-да! Дети ходят на настоящую рыбалку, где каждый малыш вытаскивает свою рыбёшку.

 

С момента поступления в Матернель дети заводят дневник, где преподаватель регулярно фиксирует приобретаемые ими навыки и умения. Здесь расписано более 300 различных компетенций ученика. Задача учителя — наблюдать за подопечными и фиксировать эволюцию развития компетенций. Родители всегда могут посмотреть, как обстоят дела у ребёнка, обсудить с учителем, что вызывает трудности. Дневник компетенций передаётся в следующий класс, и новый преподаватель, заглянув в него, без труда поймёт сильные и слабые стороны каждого ученика.

 

По окончании Эколь Матернель преподаватель заполняет в дневнике особую страничку, где указаны самые важные компетенции, необходимые для дальнейшей учёбы. Здесь он укажет и уровень их сформированности:

 

1. Выполняет успешно самостоятельно (успехи регулярные и стабильные)

 

2. Выполняет с помощью (успехи частичные или нерегулярные)

 

3. Пока не удаётся (не получается даже с подсказкой)


В последней формулировке — «пока не удаётся» — нет штампа или укора «не может». Наоборот, акцент делается на том, что всё можно будет наверстать и никакой трагедии нет. Но если у кого-то нужные компетенции ещё не будут сформированы, никакой трагедии, опять же, не будет, и в начальную школу детей всё равно примут. Овладеть недостающими навыками ребята смогут за первый год обучения в Эколь Примэр.

Источник: МЕЛ

Последние новости

24.09.2017

Как из ребенка воспитать успешного человека? Советы монтессори-педагога

Каждый день в Кыргызстане, согласно официальным данным, рождается более 250 детей. Новоиспеченных родителей с этого дня ждет множество проблем и вопросов, которые придется решать, и среди них главный вопрос: как правильно воспитать ребенка? Об этом редакции Kaktus.media рассказала монтессори-педагог, основатель монтессори-клуба "Синяя птица" Камила Исабекова.   Когда начинать воспитание ребенка?   Самое эффективное время ...
21.09.2017

11-20 сентября прошла пятая сессия курса по Монтессори-педагогике

11-20 сентября прошла пятая сессия курса по Монтессори-педагогике, которую провела Надежда Николаевна Смирнова, директор Международного инстутита Монтессори-педагогики (МИМП), г. Москва и один из лучших российских Монтессори-педагогов. Курс по Монтессори-педагогике завершится в ноябре вручением дипломов МИМП слушателям. 19 сентября Надежда Николаевна провела лекцию для всех желающих - родителей и педагогов на тему "Образование, воспитание или развитие: ...
20.09.2017

В Жалал-Абаде состоялся форум по раннему развитию детей

В городе Жалал-Абад в Жалал-Абадском Государственном университете 19 сентября 2017 года состоялся Форум по продвижению и внедрению Базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет. Цель форума – продвижение и внедрение Базового стандарта развития детей от 0 до 3-х лет посредством создания единой сети среди педагогических вузов КР. Мероприятие было посвящено проблеме раннего развития детей современного Кыргызстана: были презентованы Базовые ...
20.09.2017

14 фактов о современном образовании со всего мира

Школы мира сегодня настолько разные. Иногда кажется, что финское, французское или русское образование зародились на разных планетах. Онлайн-школа «Фоксфорд» рассказывает о самых интересных особенностях школ разных стран.    Все старшие школы в Японии платные, но государственные дешевле частных. Выпускники престижных школ проходят конкурс в вузы и преуспевают в карьере. Чтобы быть в числе лучших, школьники занимаются на курсах и с репетитором 7 дней в ...
18.09.2017

Образовательный Форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет состоится в г.Жалал-Абад

19 сентября 2017 года в городе Жалал-Абад на базе Жалал-Абадского Государственного университета состоится Форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет. В мероприятии примут участие заместитель полномочного представителя Правительства КР в Жалал-Абадской области Т.Ызабеков, исполнительный директор Международного общественного фонда «Инициатива Роза Отунбаевой» Д.Ш.Кендирбаева, заместители глав районных ...
14.09.2017

Р.И.Отунбаева приняла участие в туре по Айтматовским местам вокруг Иссык-Куля «Тополек мой… женские образы Мастера»

С 8 сентября по 10 сентября 2017 года Экс-президент Кыргызской Республикики, основатель международного общественного фонда «Инициатива Р.Отунбаевой» Р.И.Отунбаева приняла участие в туре по Айтматовским местам вокруг Иссык-Куля «Тополек мой… женские образы Мастера». Мероприятие нацелено на популяризацию, репопуляризацию произведений Ч.Айтматова, открытие новых Айтматовских мест, акцентирование гуманитарной составляющей туристических ...
14.09.2017

Экс-президент Кыргызстана Р.И.Отунбаева вошла в состав Консультативного Совета высокого уровня по посредничеству, учрежденного Генсеком ООН (обновлено)

ООН, 13 сен — РИА Новости. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш объявил об учреждении Консультативного Совета высокого уровня по посредничеству (при Генеральном Секретаре ООН). В состав Консультативного совета вошли 18 человек. Среди них президент Чили Мишель Бачелет, член конституционного совета Шри-Ланки Радика Кумарасвами, экс-президент Финляндии Тарья Халонен, экс-глава МИД Иордании Нассер Джода, экс-глава МИД Алжира Рамтане Ламамра, бывшая лидер ...
12.09.2017

Книги «Героический эпос кыргызов «Манас» (в рисунках) и «Балерина» признаны лучшими на Международном конкурсе

Международный Общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» награжден дипломом II степени в номинации «Искусство иллюстрации» Межгосударственного Совета по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии. Награждение состоялось по итогам XIV Международного конкурса государств-участников Содружества Независимых Государств в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки, которая ...
12.09.2017

На высоте 3000 метров: Как учатся дети в высокогорьях Кыргызстана

Проблемы с образованием не редкость в высокогорных районах Кыргызстана, и чтобы решить ее, по всей республике на джайлоо начали открывать детские сады. В них волонтеры обучают детей скотоводов различным навыкам, от актерского мастерства и музыки до лепки из глины. Кыргызстан, Нарынская область, где-то у озера Сон-Куль, 5 июля 2017 года Снег на склонах гор, дождь и пробирающий до костей ветер, две одинокие юрты посреди бескрайних зеленых ...
11.09.2017

Дайджест мероприятий МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» на сентябрь 2017 года

Дайджест мероприятий   МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой»   на сентябрь 2017 года Еженедельно - Караван знаний по экологическому воспитанию для школьников г. Бишкек Когда:  2 раза в неделю Где: школы г. Бишкек Интерактивные, познавательно-воспитательные лекции-презентации на тему экологии с демонстрацией видео-роликов, призывающих к бережному отношению к окружающей среде. Участники - школьники 6-8 классов. Язык: кыргызский и русский Телефон: 0556 20530514 ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

Центры развития на джайлоо - 2017

«А как у них?»

«Проекты Фонда»