13.02.2017

Как готовят детей к школе во Франции

Система подготовки детей к обучению в начальной школе во Франции разительно отличается от нашей. Главным здесь считают разбудить способности ребёнка, сделать его максимально самостоятельным и интегрировать в общество. Возможно, поэтому по формальным показателям французские шестилетки кажутся менее развитыми по сравнению со своими российскими сверстниками. У них ниже скорость чтения, хуже навыки сложения и вычитания, но зато они к этому возрасту обладают теми навыками, которые нашим детям только предстоит развить. О том, как проходит день французского подготовишки, — рассказывает Татьяна Никитина.

 

В школу французских малышей отдают в три года. Но школа эта имеет приставку «Матернель» (L»école maternelle), то есть «Материнская школа», и по своим функциям примерно соответствует нашему детскому саду. После неё дети переходят в Эколь Примэр — нашу начальную школу. К этому переходу детей готовят в старшем классе (Гранд сексион — Grand section) материнской школы. Правда, дети школьниками себя считают уже с трёх лет, поэтому переход в «началку» не представляет из себя такого «светопреставления», как у нас поступление в первый класс.

 

Конкурс на должность педагога в Эколь Матернель может достигать десять человек на место. Поэтому случайных людей здесь нет: сюда приходят работать по призванию, а детей действительно любят. Сегодня в Эколь Матернель очень много преподавателей-мужчин.

 

Учителя у детей меняются ежегодно, то есть учитель специализируется на обучении детей определённой возрастной группы.

 

У преподавателей в Матернель хорошая зарплата, различные социальные льготы, а потом и очень достойная пенсию. Учителям даётся свобода учить так, как они считают нужным, главное — результат. У каждого своя методика (в рамках общих пожеланий Министерства, безусловно), свой подход, свои пособия. Все занятия, в том числе музыкальные и спортивные, ведёт один педагог. Чёткого расписания и звонков в Матернель нет — многое остаётся на усмотрение преподавателя.

 

Детей очень рано учат писать прописью, и уже с первых дней посещения Матернель они должны распознавать своё имя на шкафчиках. На их дверцах нет картинок со зверюшками и игрушками, на них написаны полные имена. С детьми в этой школе разговаривают как со взрослыми, не меняя лексику на детскую и не сюсюкая. Воспитанников называют полными именами (Мария, Александр). Дети зовут воспитателей «мэтрес» или «мэтр».

 

Кроме субботы и воскресенья, в Матернель (как, кстати, и в началке) ещё один выходной — в среду. Но у работающих родителей есть возможность в этот день отвести ребёнка в «школу выходного дня» на почасовые занятия, не имеющие отношения к общему образовательному процессу. Материнские школы обычно работают с 8.30 до 16.30. Обеденный перерыв — два часа: с 11.30 до 13.30. В это время детей забирают домой, а если нет такой возможности, передают другой структуре — гардери, которая занимается лишь присмотром и кормлением. Туда же передают детей после 16.30, если родители работают и не могут забрать их сразу после уроков.

 

GS (Grand Section) — самый старший класс в Эколь Матернель, его посещают дети 5-6 лет, после чего переходят Эколь Примэр — начальную школу.

 

День в этом классе выглядит примерно так:

 

С 8.00 до 8.30 детей приводят в школу. Пока все собираются, те, кто уже пришёл, занимаются чем хотят, например, рисуют или играют в Лего.

 

С 8.30 до 9.00 — игры, танцы, гимнастика.

 

9.00 — занятие «Фонетические игры». Например, детям предлагают вспомнить и назвать слова, начинающиеся со звука К. Задание посложнее — находить слова с одинаковыми слогами, например, «карамель — карате» или услышать в слове определённый звук. Занятие длится 15 минут, за это время дети успевают поиграть в пять-шесть фонетических игр.

 

9.15 — перекус. Каждый приносит еду из дома, но есть рекомендации школы, что лучше приносить, а что нет. Едят прямо в классе. Каждый день кто-то из детей дежурит «по еде». Дежурный выбирает себе помощника, и они вместе выполняют все необходимые действия, связанные с подготовкой к трапезе и уборкой после её окончания.

 

Кроме дежурства «по еде» есть ещё множество видов дежурства. Так, например, другой дежурный выставляет дату на специальном табло, третий считает учеников и отмечает отсутствующих, четвёртый выставляет на специальном метеотабло различные показатели погоды, а пятый — поливает цветы и так далее. Подобные «дежурства» считаются важным элементом социализации. Дети хорошо помнят, что и когда должны делать, и выполняют свои обязанности с высокой мотивацией.

 

В 9.30 класс отправляется в ателье. Так здесь называют мастерские, где дети занимаются разного рода ручным трудом: рисуют, лепят из пластилина, теста или папье-маше. Чем именно детишки будут заниматься в ателье, во многом зависит от фантазии преподавателя: дети могут испечь печенье, сделать икебану — главное, все действия объединены выбранной темой дня.

 

Преподаватель следит, чтобы вид труда в ателье для каждого ребёнка ежедневно менялся. Работы каждого подписываются и подшиваются в специальные папки. Каждый триместр родителям отдают папку, где день за днём сложены все работы их детей: раскраски, рисунки, вырезание, письмо, счёт и так далее.

 

После занятия в ателье — перемена, рекреасьон (фр. recreation), которая длится 30-40 минут. Но на перемене дети не предоставлены сами себе. Учитель предлагает ученикам поиграть в разные командные игры на улице или в помещении. Можно покататься на велосипеде, самокате.

 

В 10.45-10.50 — урок музыки, который ведёт тот же самый учитель. Часто и урок музыки связан с темой дня. В некотором смысле получается проектная работа каждый день.

 

В 11.15-11.30 — конец первой половины дня. Детей забирают родители. Или же они идут со специальным человеком в кантин — аналог столовой. Меню на каждый день заранее известно родителям, чтобы они могли согласовывать с ним домашний рацион.

 

В 13.20 дети возвращаются в школу. В 14.00 — чтение. Чаще читает преподаватель, а дети следят за текстом по таким же, как у него, книгам, рассматривают картинки, выполняют задания. Все напоминает игру. Много времени в Матернель уделяют «чтению» не книжной, а бытовой информации. Например, детей учат понимать, что написано на билетах, афишах, рекламах, объявлениях и плакатах. Здесь считают важным, чтобы дети научились различать тип информации (отличать книгу от журнала, билет от афиши, открытку от флаера).

 

Больше всего детям нравится читать то, что они сами приносят из дома. Это могут не только детские книжки, но и афиши, буклеты — всё что угодно. Занятие длится не больше 20 минут, а цель — не столько обучить ребёнка читать, сколько научить пользоваться информацией, осознать важность чтения и как с помощью этого навыка добывать нужные сведения.

 

14.20 — урок математики в классе и его продолжение в ателье. На занятиях математикой в Гран сексион детей в основном учат пересчитывать предметы (в идеале до 30 предметов). Учиться складывать и вычитать — задача следующего этапа обучения. Второй важный аспект занятий «математикой» — понимание временной шкалы (вчера, сегодня, завтра… зимой, летом, весной). Считается, что к начальной школе все детишки должны ориентироваться в хронологии как минимум в рамках года. Много времени уделяют пространственным отношениям: сверху, снизу, слева, справа, под, над и так далее. Всё это только в реальных ситуациях и в играх.

 

В 15.15 — ещё одна переменка, а в 16.00 — научные активити. Научные познания происходят в двух направлениях: познание живого и неживого мира. Все занятия сопровождаются простыми, но занимательными экспериментами.

 

В познании живого мира много внимания уделяется телу человека, растениям, насекомым, домашним животным — то есть в первую очередь тому, что на самом деле можно увидеть и потрогать.

 

Во время активити, связанных с познанием неживого мира, дети знакомятся с характеристиками различных материалов, учатся сравнивать вес, объём. Детям обязательно дают попробовать проделать часть опытов и экспериментов самостоятельно. Эксперименты могут касаться даже устройства Солнечной системы, электричества, простейших законов физики и химии. А ещё в рамках научных активити проходят кулинарный уроки. Правила приготовления пищи, принципы сочетаемости продуктов — всё это ребята усваивают на наглядных примерах.

 

Французы — люди очень «послушные». Они стараются соблюдать все правила, нормы и предписания и считают необходимым воспитывать законопослушных граждан с раннего детства. Поэтому детей учат соблюдать порядки и правила поведения не только в стенах школы. Отличный способ научиться всему этому — вылазки-экскурсии всем классом в самые разные места. Их проводят около десяти раз в году. Большинство выходов в течение года объединены какой-то одной общей темой — и это тоже отличный фундамент для проектной деятельности в школе. Например, тема «Вода». Преподаватель и его подопечные изучают воду в самых разных её проявлениях, а также заодно всё, что имеет даже косвенное отношение к воде: пруд, большое озеро, плотина, фонтан и даже рыбалку. Да-да! Дети ходят на настоящую рыбалку, где каждый малыш вытаскивает свою рыбёшку.

 

С момента поступления в Матернель дети заводят дневник, где преподаватель регулярно фиксирует приобретаемые ими навыки и умения. Здесь расписано более 300 различных компетенций ученика. Задача учителя — наблюдать за подопечными и фиксировать эволюцию развития компетенций. Родители всегда могут посмотреть, как обстоят дела у ребёнка, обсудить с учителем, что вызывает трудности. Дневник компетенций передаётся в следующий класс, и новый преподаватель, заглянув в него, без труда поймёт сильные и слабые стороны каждого ученика.

 

По окончании Эколь Матернель преподаватель заполняет в дневнике особую страничку, где указаны самые важные компетенции, необходимые для дальнейшей учёбы. Здесь он укажет и уровень их сформированности:

 

1. Выполняет успешно самостоятельно (успехи регулярные и стабильные)

 

2. Выполняет с помощью (успехи частичные или нерегулярные)

 

3. Пока не удаётся (не получается даже с подсказкой)


В последней формулировке — «пока не удаётся» — нет штампа или укора «не может». Наоборот, акцент делается на том, что всё можно будет наверстать и никакой трагедии нет. Но если у кого-то нужные компетенции ещё не будут сформированы, никакой трагедии, опять же, не будет, и в начальную школу детей всё равно примут. Овладеть недостающими навыками ребята смогут за первый год обучения в Эколь Примэр.

Источник: МЕЛ

Последние новости

27.07.2017

«Дочки-матери»: мастерицы Кыргызстана показали свое творчество

В Бишкеке открылась выставка изделий народного творчества «Дочки-матери». В столицу Кыргызстана съехались мастерицы со всей республики – всего 20 династий, сообщает «МИР 24».   Участницы привезли вещи, которые сделали своими руками: войлочные ковры (их называют шырдаками), панно, национальную одежду и аксессуары. В каждом из изделий – история поколений. Все они выполнены по старинным традициям, унаследованным от мам и бабушек.   «К этой выставке мы ...
26.07.2017

Шестеро ребят из Кыргызстана участвовали в 8-ом Международном летнем лагере в КНР

С 16 по 23 июля т.г прошла ежегодная поездка группы талантливых детей Кыргызской Республики в Китайскую Народную Республику на 8-й Международный летний лагерь, ежегодно организуемый фондом Сун Цинь Линь.  Цель летнего лагеря: открыть детям из разных стран мира китайскую культуру, историю, традиции; дать возможность детям из разных стран подружиться, найти новых друзей и обменяться своей культурой. В лагере 2017 года приняли участие дети из 20 стран ...
26.07.2017

Видеорепортаж «Радио Азаттык»: Наследие матерей из поколения в поколение

Гапар Айтиев атындагы көркөм сүрөт музейинде “Кыздар-энелер” же "Мурас боюнча көркөм өнөр” көргөзмөсү ачылды. Мында жыйырма үй-бүлөдөгү муундардан муунга уланып келаткан кол өнөрчүлүктүн иштери эл сынына коюлду. Ага тогуз жаштан баштап токсон жаштагы уздар катышты. Көргөзмөнү “Роза Отунбаеванын демилгелери” эл аралык коомдук фонду Швейцариянын Кыргызстандагы элчилигинин колдоосу менен уюштурду.  
26.07.2017

Очередная гостевая лекция состоится 28 июля

Очередная гостевая лекция в рамках проекта "Мекендештер" состоится 28 июля 2017 года в 15-00. В этот раз перед соотечественниками выступит с лекцией Назим Турдумамбетов - директор по взаимодействию с государственными и общественными структурами Philips в России и СНГ, член правления и исполнительный директор Philips Innovation Labs RU.
25.07.2017

Состоялось открытие выставки «Дочки-матери»

Сегодня в Музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева состоялось открытие выставки «Дочки-матери». На открытии экспозиции экс-Президент КР Роза Отунбаева отметила, что выставка представляет посетителям работы художниц и мастериц Кыргызстана, которые передают свое мастерство из поколения в поколение. Женщины-художницы/мастерицы представляют страну на мировых конкурсах, выставках, их работы находятся в коллекциях музеев мира, их работы ...
24.07.2017

Стартовал стади-тур участников проекта по развитию туризма в Таласской области в Нарынскую и Иссык-Кульскую области

24 июля 2017 года начался обменный стади - тур участников проекта по развитию туризма в Иссык –Кульскую и Нарынскую области. Данное мероприятие организовано МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» в рамках проекта «Форум Мекендештер» совместно с Департаментом туризма при Министерстве культуры, информации и туризма Кыргызской Республики. Цель: обмен опытом по развитию туризма между собственниками гостевых домов ...
24.07.2017

8 цитат из книги «После трёх уже поздно» Масару Ибука

Разве что ленивый сегодня не слышал про нашумевшую книгу Масару Ибука «После трёх уже поздно». МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» организовал перевод на кыргызский язык и выпуск этого всемирно известного бестселлера по воспитанию и развитию детей раннего возраста «После трех уже поздно» («Үч жаштан кийин кеч»). Книга рекомендована к прочтению всем родителям, но даже если вы давно успели её изучить, эта подборка полезных мыслей Масару Ибуки обязательно вам ...
24.07.2017

Представители Кыргызстана принимают участие в заседании Четвертой неформальной тематической встречи на тему «Вклад мигрантов и диаспор всем направлениям устойчивого развития, включая денежные переводы и портативность накопленных социальных отчислений»

Сегодня, 24 июля, в г.Нью-Йорк начинается заседание Четвертой неформальной тематической встречи на тему «Вклад мигрантов и диаспор всем направлениям устойчивого развития, включая денежные переводы и портативность накопленных социальных отчислений» (название на англ. «Contributions of migrants and diaspora to all dimensions of sustainable development, including remittances and portability of earned benefits»). Данное мероприятие организованное Международной Организацией по миграции будет проходить в Нью ...
20.07.2017

Визит Розы Отунбаевой в Центр развития «MonteKemin» в селе Тегирменти

18 июля группа во главе с экс-президентом Кыргызской Республики Отунбаевой Розой Исаковной совершила ознакомительную поездку в Центр развития “MonteKemin” в селе Тегирменти Кеминского района и провела мастер-классы. Центр, расположенный на окраине села у подножия гор, проводит обучение детей из числа местных жителей. Набор групп проводится каждую неделю. Особенностью центра развития “MonteKemin” является то, что он был открыт при инициативе и финансовой ...
18.07.2017

МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» представляет выставку «Дочки-матери» или Искусство по наследству

«Энесин көрүп кыз өсөт» Пресс-релиз выставки «Дочки-матери» 25 июля 2017 г. Музей ИЗО им. Г. Айтиева. Открытие в 15.00 Приглашаем посетить выставку с 25 июля по 12 августа! Международный общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» представляет выставку «Дочки-матери» или Искусство по наследству. Это концептуальная выставка о преемственности поколений в искусстве. Будет представлен весь спектр работ наиболее известных и талантливых женщин в области ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

Центры развития на джайлоо - 2017

«А как у них?»

«Проекты Фонда»